Во время чрезвычайных происшествий количество людей, получающих
информацию из интернета, взрывообразно растет. После каждого крупного
потрясения расширяется аудитория сетевых информационных сайтов, а за
этим следует увеличение количества постоянных пользователей сети.Именно так было во время пожара в Останкине, после террористических
актов в Соединенных Штатах 11 сентября 2001 г. и в конце октября этого
года при захвате мюзикла "Норд-Ост". Теория о том, что катастрофы и
трагедии хороши для СМИ, уже не является новостью и похожа на правду.
Между тем вырисовывается зловещая периодичность, в соответствии с
которой происходят мировые несчастья.
Очередное перераспределение трафика рунета пришлось на трагический
вечер 23 октября. Нагрузка на российские информационные сайты
многократно увеличилась, многие ресурсы попросту "повисали" или
работали в "замедленном" режиме. Со времен терактов 11 сентября 2001
года в российском сегменте сети ничего подобного не наблюдалось.
В четверг, 24 октября, в рейтинге Rambler"s Top100 доля трафика
категории "СМИ/Периодика" в суммарном трафике рунета превысила 35%
(обычно она редко превышает 15%).
23 октября новостные сайты категории "СМИ/Периодика" посетили 704 тыс.
человек, а 24-го - уже 1166 тыс. Рост, таким образом, составил 66%. Еще
сильнее - в 2 раза - выросли как аудитория, так и трафик "дочерних"
категорий "Политика" и "Аналитика".
Абсолютный прирост числа пользователей рунета, так же как и в сентябре
2001 г., был незначительным и составил "всего лишь" 140 тыс. человек,
или 6%. Активность пользователей российского сегмента сети возросла
заметнее - на 20%. Опыт показывает, что в дни катастроф число
пользователей рунета остается постоянным, но, во-первых, заметно
возрастает активность аудитории, а во-вторых, происходит сильнейшее
перераспределение интересов в пользу информационных ресурсов: сайтов
газет, информационных агентств, ТВ и радио.
Но и внутри перечисленных категорий сайты "выигрывают" в разной
степени. Так, в прошлом году после терактов 11 сентября суммарный
трафик крупнейших информационных сайтов рунета вырос почти в 3 раза, в
то время как трафик остальных интернет-СМИ - только в 1,6 раза.
В этом году 24 октября суточная аудитория категории "СМИ/Периодика"
выросла в 1,7 раза (трафик - в 2,8 раза), а, например, аудитория сайта
Росбизнесконсалтинга (РБК) - почти в 3 раза (трафик - в 4,2 раза).
Именно у сайта РБК наблюдался максимальный прирост трафика - более 250
тыс. человек. За один день там побывало почти 400 тыс. человек, втрое
больше, чем обычно. Причины наплыва пользователей именно на этот сайт
вполне банальны - уже в первые часы захвата заложников опытное
руководство РБК разместило рекламу своей новостной ленты на всех
крупнейших ресурсах рунета (Mail.ru, Rambler, Yandex). И если последние
получили приличный денежный куш, то на РБК ссылались и радио, и
телевидение.
Другим крупным сайтам вновь удалось реализовать преимущества, которыми
они обязаны сильным брэндам и оперативности в подаче материала. Та же
закономерность наблюдалась в категории "Телевидение". Аудитория этой
категории возросла вдвое, а аудитория сайта РТР-Вести - почти в 4 раза.
Кстати, именно категория "Телевидение" оказалась лидером по
относительному приросту трафика среди всех категорий рунета (отчасти
из-за того, что ранее ее доля в общем трафике составляла всего лишь
0,6%).
Лидеры новостных, деловых и политических разделов Rambler's Top100 -
это, по сути, ресурсы, специализирующиеся на производстве оперативных
удобочитаемых новостей. Они обновляются в режиме "реального времени" и
являются своего рода телевидением интернета. В периоды, когда
пользователи сети испытывают повышенную необходимость в оперативной
информации, они ищут ее в первую очередь именно на тех сайтах, которые
обновляются по мере поступления новостей. Информацию о том, сколько
освобождено заложников в результате переговоров Кобзона, о начале
штурма Театрального центра, или о том, долетели ли камикадзе до
Капитолия, гораздо вероятнее найти в ленте новостей информационного
агентства, чем в аналитическом еженедельнике.
Сайты большинства "бумажных" СМИ, работающих в ежедневном режиме, так
же как и год назад, не успевают удовлетворять краткосрочный
информационный голод. Взрывное увеличение посещаемости наблюдается
именно на новостных ресурсах, обновляющихся несколько раз в день,
причем на тех из них, которые нерегулярная аудитория способна
немедленно вспомнить, то есть на сайтах с самыми "раскрученными"
брэндами.
Чтобы не загромождать график, показывая на нем десятки индивидуальных
сайтов, мы разбили сайты из лидирующей десятки на три группы и привели
только агрегированные показатели этих групп.
На графике 1 черными кружками показан "средний" сайт из числа тройки
лидеров категории "СМИ/Периодика" (это РБК, Лента.Ru и Газета.Ru).
Незакрашенными квадратами показан средний трафик сайта из четверки
"преследователей" (Дни.Ru, Ytro.Ru, Страна.Ru, Грани.Ru). Наконец,
треугольниками показан средний трафик трех лидирующих сайтов офлайновых
газет - "Известий", "Комсомольской правды" и "Независимой газеты". С 1999 г. по нынешний момент трафик лидеров онлайновых СМИ постепенно
возрастал, оперативно отзываясь на крупнейшие катастрофы, но с
некоторого момента стал несколько отставать от роста рунета. Доля
тройки лидеров в совокупном трафике ведущей десятки онлайновых СМИ
неуклонно падала. Трафик преследователей (или "трудных детей") вел себя
гораздо более неровно. В целом "трудные дети" поспевали за рунетом,
потихоньку отбирая трафик у лидеров. Однако скорость такого
перераспределения трафика оказалась недостаточной, так что в течение
ближайшего года тройка "звезд" среди сетевых СМИ скорее всего останется
вне досягаемости. Правда, когда проект попросту закрывают, как это
случилось недавно с Vesti.Ru и ННС, статистические прогнозы
относительно трафика оказываются бесполезными.
Если же обратить внимание на интервал следования пиков трафика, то
можно обнаружить своеобразную "периодичность": главнейшие
информационные события следуют друг за другом почти регулярно, образуя
зловещий 13-месячный цикл (см. график 2). Так, произошедший 27 августа
2000 г. пожар на Останкинской башне отображается крайним левым пиком.
Следующий мощнейший пик соответствует терактам 11 сентября 2001 г. в
США и последовавшей за ними войне в Афганистане. И наконец, пик у
правого края графика отвечает захвату в заложники зрителей "Норд-Оста"
в октябре 2002 г. За этим терактом тоже последовало начало
широкомасштабной спецоперации, на этот раз - в Чечне. Кроме того, в
мире наметился ряд кризисных ситуаций (отставка Шарона, выдача Закаева
и т.п.), так что интерес россиян к новостям останется высоким и в
ближайшие недели.
Известно, что периодичность можно обнаружить в любых достаточно
коротких рядах чисел, так что не стоит делать из нее далеко идущих
выводов. Тем не менее на вопрос: "Следует ли онлайновым СМИ готовиться
к очередному подъему трафика в ноябре 2003 года?" - ответ оказывается
утвердительным. Определенный подъем трафика, несомненно, будет иметь
место, поскольку на декабрь 2003 г. намечены выборы в Государственную
Думу. А значит, уже в ноябре соответствующие информационные войны, с
изобилием сенсаций и компроматов, наверняка будут идти полным ходом,
приковывая к себе внимание зрителей, слушателей, читателей и
пользователей. При этом рост трафика скорее всего будет носить не
взрывной, а плавный характер. Остается надеяться, что следующий подъем
трафика онлайновых СМИ последует если не за радостными, то пусть
чрезвычайно актуальными, но, главное, не трагическими событиями.