Четверг, 17.08.2017, 02:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Неофициальный сайт журфака КГУ
Форма входа
Меню сайта

Категории каталога
Интернет-журналистика [37]
Новости журналистики [8]
Статьи по теории журналистики [35]
Заработок: Копирайтинг, рерайтинг, фриланс [29]
Жанры журналистики [28]
Журналистика для начинающих [30]
Практика журналистики [14]
Видео по журналистике и филологии [35]
Вакансии для журналистов и копирайтеров [16]

Друзья сайта

Сайты курских СМИ

Наш опрос
Зарабатываете ли Вы с помощью журналистики в Интернете?
Всего ответов: 1421

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

| Рейтинг: 0.0/0 |
Главная » Статьи » Статьи по теории журналистики

Меню репортера: на первое – инфотеймент, а на десерт – диатриба
Людмила ВАСИЛЬЕВА, профессор Дальневосточного государственного университета

За последние годы у СМИ выработалось чутье на распознание истинно событийных материалов, а новостная журналистика приобрела многообразие форм и методов работы. В журналистском активе появились термины «эвент экшн», «инфотейнмент», «бильдизация», «финишинг», «хедлайн», «слоеный пирог», «опрокинутая воронка», «мелодия события», «накат вопросов», «жесткая новость», «мягкая новость», «диатриба», «соколлоквиум» и др.

Когда-то Питер Вайль сказал очень верные слова о журналистике: «Журналистика – не искусство, чье неотъемлемое свойство – вымысел. Журна­­листика и проще, и сложнее, потому что, в отличие от искусства, в ней правда жизни совпадает с правдой факта». Но для того, чтобы добыть этот факт, оригинальный, эксклюзивный, «обалденный», журналист готов на многое, даже надеть маску чужой профессии и внедриться в нее. «Маска» становится своеобразной «крышей», прикрытием. Она подобна театральному костюму, который обладает магической силой и помогает вживаться в образ. На репортере халат санитарки, форма прапорщика – пограничника, госавтоинспектора… Ты вместе с мойщиками окон раскачиваешься в специальной качалке на уровне четвертого этажа, и уже возникает абсолютно другое видение темы. Тебе не надо задавать дурацкие вопросы о специфике профессии, ты улавливаешь эту специфику сам. К этому надо дабавить шквал экстрима, адреналина, эмоций.

Начиная с 30-х годов прошлого века, теоретики и практики спорили, где метод «маски», а где ситуация «испытано на себе». Но если ты что-то испытываешь на себе, значит, ты уже надеваешь маску чужой профессии. Речь может идти только о нюансах, скрываешь ли ты свою журналистскую принадлежность, или говоришь об этом открыто.

Некоронованные короли современного репортажа Олег Кармаза, Сергей Благодаров, Анна Амелькина, Ярослава Танькова и другие использовали и «маску», и внедрение в чужую профессию в зависимости от ситуации.

Сергей Благодаров в маске продавца торговал колбасой, продавал упитанную хрюшку на рынке, ездил «челноком» за товаром в Турцию. Для чего? Колбаса была в дефиците, рынок контролировали крутые парни-перекупщики, над «челноками» не издевался и не обирал их только ленивый. И никакие журналистские «корочки» не открыли бы доступ к этой негативной информации. Они-то как раз в этой ситуации прячутся подальше. Для того, чтобы узнать, как и сколько дают ментам за право торговать паленой водкой, Анна Амелькина внедрилась в киоск с этой самой водкой и собственным телом прикрывала ее во время милицейского рейда. Автор репортажа о жизни беспризорников Ярослава Танькова была тщательно законспирирована и по возможности прикрыта: юные наркоманы и токсикоманы непредсказуемы в своих действиях.

В других же ситуациях репортер прикрывает себя частично. Кто знал, что перегонщик автомобилей из Европы в Москву Сергей Благодаров – журналист? Не требовалось надевать «маску» Олегу Кармазе, когда он работал в бригаде по отлову бродячих собак, на дезостанции, контролером в общественном транспорте.

А есть ситуации, когда и вообще себя не надо прикрывать. Пример – выборы мэра города во Владивостоке. Город, в котором вот уже 10 лет никак не могут выбрать градоначальника, на российское население уже производит странное впечатление. Одного руководителя силовики выносят из мэрии на руках, два других осуждены за превышение должностных полномочий… Но, как только городской избирком дал отмашку на регистрацию очередного мэра, то о своем желании им стать заявили более 20 претендентов. Было четыре гражданина по фамилии Пушкарев, два Черепкова и один Черевков, 22-летний фельдшер со «Скорой помощи» и 70-летняя бабуля – пенсионерка. Конечно, все издания отреагировали по поводу очередной политической клоунады. Поэтому я решила сделать для «Российской газеты» несколько другой материал, взглянуть на процесс изнутри. Я предприняла попытку пробиться в список претендентов и зарегистрировать себя кандидатом на пост мэра Владивостока. Ведь Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину его право избирать и быть избранным.

В избиркоме мне вручили пакет требуемых документов, я его добросовестно заполнила и принесла. Все было замечательно! Но у меня не было платежного документа о внесении залога в один млн. рублей. Сами понимаете, журналистские хлеба миллионные доходы не приносят. С идеей мэрства я рассталась, но репортаж «Проверено на себе» все-таки написала. Испытывая ситуацию на себе, я в этом случае не скрывала своей профессии.

«Маска» становится хорошим прикрытием для журналиста, одним из способов добывания фактов. А сами репортажи предполагают наличие у журналиста элементов авантюризма, артистизма и куража. А внедряться можно куда угодно: убирать снег на дорогах, дежурить в травмпункте или хосписе, нарушать границу, работать массовиком-затейником… Да всего и не перечислишь! В издательстве Дальневосточного госуниверситета была выпущена целая хрестоматия лучших текстов этих необычных репортажей.

Но нет предела журналистскому совершенству и поиску. Сегодня практически все газеты подают новости в режиме «инфотеймент», то есть разыгрывания новости. Например, приземление самолета, не сумевшего выпустить шасси. Есть новость: при приземлении самолет чуть не попал в катастрофу. Новость сопровождается фотографией самолета, комментариями психологов по поводу того, как и что переживают пассажиры в подобной ситуации, специалистов-авиатехников, почему самолет не сумел выпустить шасси, специалистов МЧС, какие действия необходимо предпринимать в таких случаях, графиком маршрута, статистикой подобных посадок и т.д. Как правило, такие материалы готовятся несколькими журналистами.

Подобные публикации можно увидеть практически в каждом номере «Комсомолки». И вот, интересно, какое толкование этого метода дает главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин: «Инфотейнмент», в частности, симбиоз двух слов – «информейшен» и «интертейнмент» – информация, развлечение. Означает этот термин борьбу за продажу: прием нацелен на то, чтобы газету купили. Почему английские слова? Да потому, что они лучше передают смысл того, что нами делается».

Большой популярностью у репортеров «Комсомолки» пользуется и метод «эвент экшн» – провоцированное, организованное событие. В Дальневосточном представительстве «Комсомольской правды» использовали его в связи с закладкой первого камня нелепейшего городского проекта – канатной дороги. Суть вопроса была такова. Во Владивостоке много лет идут разговоры о строительстве моста, который бы объединил город и островные территории. Один из очередных мэров пошел дальше, он решил строить не мост, а канатную дорогу. Организованная под это дело дирекция вырыла две ямы с двух концов города и ездила в замечательные зарубежные поездки, туда, где есть канатные дороги, к примеру, в Альпы. И вот в какой-то из дней мэр сообщил, что завтра в присутст­вии представителей общественности будет заложен первый камень будущей «канатки». Предполагалось, что об этом эпохальном событии напишут все газеты, расскажут все телеканалы. За день до этого репортеры «Комсомолки», развернув плакаты с надписями «Поможем материально нашему мэру в строительстве канатной дороги», и, поставив для сбора средств коробку, естественно, из-под ксерокса, где-то с час постояли под стенами мэрии. Жители города, категорически не принимавшие эту затею мэра, весьма эмоционально реагировали на журналистскую акцию. Некоторые даже кидали мелочевку в коробку. Собранные деньги решили на торжестве передать лично мэру. Таким образом, к моменту закладки памятного камня первая часть репортажа об этом событии была уже готова. Естественно, материал «Комсомолки», блестяще высмеявшей бестолковость и показушность мероприятия, отличался от текстов других изданий.

Другой метод подачи – финишинг. Прародительницей «финишинга» можно назвать рубрику советской печати «Возвращаясь к напечатанному». Но в ней, как правило, сообщалось о мерах, принятых по тому или иному выступлению газеты вышестоящими организациями (наказаны, сняты, восстановлены и  т. д.). «Финишинг» сегодня – это журналистский ход, прием, позволяющий обыграть резонанс на выступление газеты, вновь воспроизвести один или несколько аспектов ситуации, но уже в новом, неожиданном повороте, ракурсе. Неожиданность поворота логически перетекает в неожиданные выводы, комментарии. Если «инфотейнмент» делает новость выпуклой, расширяет ее информационно-новостные границы, то «финишинг» дает возможность углубления ситуации.

Большие потенциальные возможности скрыты и в таких методах подачи, как «соколлоквиум» (беседа с воображаемым собеседником) и «диатриба» (внутренний диалог журналиста).

Оперативный информационный повод, сенсационность, броскость, оригинальность, полезность, значимость – именно эти компоненты определяют качество новости, а затем направление и характер публицистического выступления. Главное – содержание, а оно зависит от характера и объема новости. А уже жанровые формы зависят от содержания.

 
Об авторе

ВАСИЛЬЕВА Людмила Алексеевна, член Союза журналистов России, кандидат исторических наук, профессор Дальневосточного государственного университета, корреспондент «Российской газеты» (Дальневосточное представительство). В ее активе – более 60 научных статей, 8 книг и учебных пособий: «Газеты Дальнего Востока», «Испытано на себе», «Журналист меняет профессию», «ПР – рекламно- журналистский словарь терминов», «Имидж по-русски», «Я – пресс-секретарь». Книга Людмилы Васильевой «Делаем новости», выдержавшая два издания в Москве, до сих пор является лидером продаж.

Стань соавтором сайта! Загрузи свои лекции, курсовики, тексты! Нужно только зарегистрироваться.





Источник: http://www.journalist-virt.ru/mag.php?s=200807661&mark=4
Категория: Статьи по теории журналистики | Добавил: kgu-journalist (26.05.2009)
Просмотров: 3327 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 1
avatar
1
привет!!!!

avatar
 
Яндекс цитирования Rambler's Top100                                                                                           
Рейтинг@Mail.ru
Copyright Copyright kgu-journalist © 2017
Сайт создан в системе uCoz