Автор заметки: Василий Гатов / 4 декабря 2010г
Вчера выступал на семинаре, который организован Посольством ФРГ в
Твери "Интернет-журналистика в России и Германии". Семинар продолжается и
сегодня - в более практической плоскости; но я не мог остаться на
второй день, увы.
Что мне показалось интересным? Прежде всего, если где у российской
журналистики и есть преимущество перед немецкой, так это именно в
интернете.
Прямо или косвенно это подтвердили практически все выступавшие - что
из Германии, что из России. Качество и мощность традиционных СМИ в
Германии таковы, что особой потребности в развитии новых форм
журналистики - не говоря уже о социальной или политической составляющей
развития журналистской профессии - не слишком востребованы. Газеты (в
меньшей степени) и телеканалы (в основном), а также собственная
новостная служба крупнейшего немецкого провайдера мобильной связи,
интернета и т.д. T-Mobile закрывают почти весь спектр массовой
информации, интересной усредненному немецкому обывателю. В Германии,
например, всего около 250,000 активных авторских блогов - при том, что
уровень проникновения Сети в два раза выше. Примеры, которые приводил
преподаватель журналистской академии из Мюнхена Торнстен ... - удачные
немецкий "персональные СМИ в Интернете" - на фоне творчества ОДНОГО
Максима Кононенко сразу меркнут и сдуваются. Кстати, немцы все как один
жаловались и на невозможность экономически эффективных интернет-проектов
в области СМИ в Германии, и на то, что студенты-журналисты крайне
скептически смотрят на карьеру в онлайне, в частности, потому, что
средний уровень оплаты труда журналиста в сети в 3 раза (!) ниже, чем у
делающего ту же работу бумажного или ТВ-журналиста. Опять же -
отсутствие проблем со свободой слова и возможностью
социально-политической самоорганизации мотивируют на "выгрызание зубами"
карьеры в стандартных СМИ, а не на создание и развитие чего-то нового.
Моя презентация (см.ниже) - довольно лаконичная в слайдах - была в
целом настроена на inspiration; я совершенно убежден, что есть три
главных сообщения, которые необходимо при любых контактах с коллегами им
транслировать:
- Интернет-журналистика ничем не отличается от офлайн-журналистики,
если вы соблюдаете единые высокие стандарты, что с точки зрения качества
работы, что с точки зрения качества мысли; суть деятельности по
коммуникации сообщений не может измениться от того, что меняется среда
их распространения.
- Интернет для журналиста в большей степени, чем для кого бы то ни
было, есть инструмент развития. Общение с друзьями и коллегами, обмен
информацией и привлечение "толпы" в качестве эксперта (в том числе и на
стадии подготовки текстов), инструмент изучения "повестки дня" - как
своего читателя, так и "похожих читателей".
- Гораздо важнее уметь отличать ложь от правды, чем пользоваться
HTML; прямо говоря, технология вторична по отношению к открытости,
искренности, способности донести информацию, проверить ее или
опровергнуть. Но фактически более высокая степень свободы в Сети, в том
числе и свободы слова, обеспечивает журналисту еще и возможность строить
свой собственный персональный бренд, который, возможно, завтра окажется
существенно более ценным активом, чем запись в трудовой книжке,
свидетельствующая о работе в большой газете.
Журналистская деятельность – в каком бы медиа-канале она не осуществлялась – имеет две кардинальные особенности.
Во-первых, «журналист» не должность с четкой дефиницией функционала
(скажем, как адвокат или врач), а, скорее, особая коммуникативная
способность, мало связанная с образованием, сертификатами или
лицензиями.
Во-вторых, «журналистикой» называют, зачастую, очень далекие друг от друга профессии.
На этом слайде несколько значимых цифр. За каждой из них – какое-то определение журналистики и журналиста.
Теоретически, можно представить себе журналиста, который пишет только для себя.
На самом деле, конечно же, написание связного текста
(фотографирование, видеосъемка, информационная графика и т.д.)
становится журналистикой только тогда, когда возникает способ массовой
дистрибуции. В течение тысячелетий – вплоть до Гутенберга – единственным
способом массовой дистрибуции информации была «рыночная площадь», где
люди обменивались новостями, мнениями, оценками, данными. «Журналистами»
древнего мира и средневековья были странствующие купцы и глашатаи,
доносившие официальные и неофициальные новости до встречных.
«Колумнистами» прошлого были священники. «Редакторами» прошлого – короли
и палачи, чей топор или костер зачастую выполняли роль окончательных
цензурных ножниц.
Схема Томаса Бэкдала, датского журналиста и интернет-исследователя,
показывает нам, что «журналистика» как системная деятельность –
коммуникация новостей и мнений, развлечений и пропаганды, правды и
обмана – серьезно потеснила «рыночную площадь» (и то не везде, и Россия
уж точно не исключение) – лишь в начале 20-го века.
Находя на горизонтальной оси этого «графика влияния» настоящее время –
мы видим, что базирующаяся в интернет-среде «журналистика» (точнее,
просто интернет-коммуникации) вытесняют теперь уже устаревающие каналы –
газеты, радио, телевидение.
Когда в середине 50-х Маршалл Маклюэн сформулировал свою гениальную
максиму Medium is the message, интернет еще только теоретически
существовал. Винт Серф (Vint Cerf) и его коллеги только-только соединили
несколько компьютеров крупнейших университетов и еще не написали
протокол TCP/IP. Однако прозрение великого канадца в наибольшей степени
оказалось применимо именно к интернету, взлет которого как медиума он не
застал и не успел нам сказать что-нибудь специально парадоксальное
относительно интернет-СМИ.
Оставшиеся вопросы – те, на которые приходится сегодня отвечать практикам, а не великим теоретикам.
Соотношение шрифтов в словах отражает примерную долю «условно
журналистского контента» в сегодняшнем Интернете. Не более 8% page views
достаются сайтам, являющимся медиа или связанным с офлайновыми медиа
(это вдвое завышенная, для сохранения собственного достоинства, цифра из
американской статистики – там Pew Research, Nielsen и Comscore дают
примерно 4%; мы «самая читающая» и «самая культурная» нация, давайте
считать, что медиа нас интересуют ВДВОЕ БОЛЬШЕ АМЕРИКАНЦЕВ).
Насчет просмотров страниц – ну ладно, а деньги?
Из 45 млрд. рублей, которые рекламный рынок России отдаст в 2010 году
Интернету, по расчетам АКАР, 33-34 достанутся «большой сервисной
пятерке». Из медиа-игроков, самый большой по размеру выручки, в лучшем
случае заработает 0,2 млрд. Думаю, что в 2011-м в распределение пирога
вмешается и Фейсбук – и отнимать деньги он будет точно не у Яндекса с
Гуглом, а у СМИ.
И вот, что особенно важно: мизерные деньги для СМИ в российском
интернете породили наши, по особому извращенные Wikileaks – сайты типа
«компромат.ру» и другие сливные бачки, сделавшие для дискредитации
профессии больше, чем что и кто бы то ни было. И в глазах
интернет-населения, и в глазах интернет-рекламодателя, и в глазах
власти.
Источник: http://postjournalist.ru/?p=273 |