Среди учебников по журналистике, я встречала кучу пособий, на мой взгляд, совершенно нелепых: вплоть до того «как правильно дышать и закидывать ногу на ногу, если ты берешь интервью у чиновника» и прочий бред. Не нашла ни одной книги на тему «Как руководить начинающим журналистом.
Как его ругать? Как хвалить? И вообще стоит ли с ним нянькаться или, напротив, относится как к равноценному коллеге?
Чтобы найти ответы на эти вопросы решила вести дневник. Летняя
практика - целый месяц, я выбрала пять самых запомнившихся дней. Имена
практикантов изменила, а все остальное - чистейшая правда
Каждый журналист помнит свой первый день в редакции. А с ним и
волшебное чувство гордости, что распирает молодого автора, когда на
газетной полосе появляется его фамилия.
Читатель и не догадывается, каких коллизий, каких мучительных
переделок и переписок порой требует от новичка первая заметка. И вот вы
уже опытный труженик, каждый день строчите репортажи, но…
Однажды открывается дверь и на пороге появляется он - ваш «зеленый двойник» - молодой герой, который мечтает стать журналистом
У меня, 24-летней корреспондентки отдела новостей краевой
газеты, таких сейчас – шесть человек. Что с ними делать? Как «учить
писать»? Равнодушно сказать: «Пусть как хотят, так и выкручиваются» - не
могу. Сама пришла в газету 17-летней девчонкой
День первый: я не в теме
Вот мои «ученики». Рыжеволосая девушка Нина: уже третий курс
журфака, но такая скромная! На предложение: «располагайся удобнее»
она, сжавшись в клубочек (с сумкой, какими-то бумажками и ветровкой в
руках!) присела на краешек широченного дивана.
Чернобровый первокурсник Артем, напротив, резвый - хоть
привязывай. Сразу поинтересовался: «А можно у вас стырить из шкафа вон
ту книженцию, нам по ней какой-то зачет сдавать».
Две пятикурсницы Ксения и Анна на практике уже не первый год,
поэтому пришли «подготовленные»: «Ой, а мы вам тут чай вкусный-вкусный
купили. Угощайтесь! Кстати, а есть для нас интересное задание?».
Четырехкурсник Андрей, очень важный, смотрит на меня свысока, и предупреждает: «Учтите, Наталья, я специализируюсь на спортивной журналистике!».
Компанию объединяет одно - все пришли без тем, с застывшим
вопросом в глазах: «А что писать-то?». Мою попытку пошутить: «Ой, я вам
буду темы продавать!» никто не оценил.
Артем даже укоризненно заметил: «Наживаетесь на бедных
студентах!»…Пришлось убить час на то, чтобы каждому дать задание.
Некоторым приходилось объяснять как, например, набирать телефонный
номер, если звонишь по межгороду.
Часам к двенадцати в кабинет залетела еще одна практикантка.
Очаровательная четырехкурсница Алина. С порога заявляет: «Я пришла не
просто с темой, а уже с готовым текстом!». У меня даже настроение
поднялось: «Ну наконец-то, дождалась! И тема-то какая интересная –
брачные контракты».
Правда, статья оказалось «сырой». Но я сжалилась. Решила: не
стоит критиковать девчонку - она вон какая инициативная. А буду
заставлять переделывать – вдруг желание работать отобью».
Говорю ей, да так громко, чтоб все слышали: «Молодец! Ты у нас
сегодня в отделе – лучший сотрудник! Хорошая статья». Вообще-то, после
дифирамбов, я хотела тихонько добавить: надо бы кое-что подправить.
Но... Счастливая Алина запрыгала по кабинету и тут же сообщила:
- Ой, мне некогда здесь сидеть, убегаю домой. Мне там лучше статьи писать, через недельку заскочу. Чау-чау»…
К часу дня моя армия практикантов стала испаряться на глазах: кому-то захотелось к врачу, у кого-то нашлись срочные дела дома.
Когда пришла после обеда, в кабинете уже никого не было. Правда, на столе красовалась записка: «Ушли искать темы»…
День пятый: зачем вам эта журналистика?
Утром в кабинете я увидела нового героя – милую синеглазую
девчонку. Хотела было поругать: почему со всеми не пришла? Коллеги
аккуратно отвели меня в сторону. Эта девушка – 20-летнняя Инна -
…заика.
Несмотря на недуг, уже не первый год пишет для газеты
зарисовки, заметки с выставок. А вот разговаривать нормально - почти не
может. С первого взгляда - с человеком все в порядке. Разве что,
как-то, странно, на одном дыхании, говорит тебе: «привет»!
Но, когда Инна начинает волноваться (а этого состояния, юному журналисту не избежать), то не может выговорить не то, что слово, даже букву…
Я не знала что делать: она смотрит мне в глаза, понимает, что я
ничего не понимаю, от этого ее начинает трясти. Девушка из-за всех сил
сжимает кулачки, но у нее не получается выговорить это ужасное слово
«в-ы-с-т-а-в-к-а»…
Только по губам поняла, говорит: «я х-о-д-и-л-а н-а
в-ы-с-т-а-в-к-у». Объявив практикантам: «Мне нужно к главному
редактору», я побежала на улицу. Как себя вести, чтобы не обидеть Инну?
Чтобы написать любую, самую простенькую, информашку нужно разговаривать с людьми. Она этого не сможет…
Не знаю правильно или нет, но я решила сделать так. Зайдя в
кабинет, строгим голосом объявила Инне и скромнице Нине: раз нет у вас
своей темы, я вам ее подарю, но - одну на двоих. Вместе придумываете
вопросы, один звонит, а потом вместе пишете.
Девчонки даже обрадовались. Через три часа положили заметку,
написанную хорошим стилем, с массой интересных фактов, которые
«накопали» сами. Оказалось Инна – пишет легко и быстро. Мороки с ней
намного меньше, чем с другими ребятами.
Вечером сели поговорить: выяснилось, она еще подрабатывает
курьером. Меня осенило: «А ты напиши статью «Заметки курьера». Расскажи,
что тебе приходится разносить, как встречают люди. Глаза девчонки
загорелись. Она без запинки выдала мне: «Ух, ты, классно!».
Вечером думала вот о чем. Часто слышу, как матерые журналисты
рассуждают, зачем молодежь идет в профессию. И чаще разговоры сводятся к
такому: насмотрелись американских фильмов про репортерские
расследования, ищут приключений, не понимают, что профессия пера –
адский труд и ответственность.
Поработав с практикантами, поняла: если бы во всем была
виновата романтика, то юные авторы штурмом брали бы редакции, с крикам:
«Дайте расследование!» набрасывались на главредов. В большинстве
случаев другая картина: скромный, неуверенный взгляд, тихий голосок по
телефону: «Алло, я это…из газеты, хочу спросить…»
Сегодня раздала практикантам анкету, где был вопрос: зачем
решили стать журналистом? Нина ответила: «Я очень люблю детективы.
Хотела пойти работать в милицию, но боюсь крови, а здесь крови нет, а
преступлений навалом…»
У Андрея другой повод: «Не хотел отставать от старшего брата,
всегда за ним тянулся, но потом понял – играть на гитаре как он не
могу, математику как он решать – не могу. Меня осенило: а зато у меня по
литературе «пятерка», а у него «четверка». Так что буду журналистом –
это тоже уважаемая профессия.
Старшекурсница Анна призналась: мечтала стать юристом, но баллов на юрфак не хватило. Без разницы куда идти, а журфак звучит красиво…
Инна на мой вопрос исписала почти три листа: «В детстве читать
фантастику, в 10 лет захотела стать Джоанной Роулинг. Исписывала кучу
тетрадок своими рассказами. Позже стала писать статьи и отправлять их в
разные детские журналы, типа «Веселых картинок».
Даже не следила, публиковали их или нет. Мне было важно писать
и знать, что это увидит кто-то еще. Не представляю, что могу быть
кем-то еще: юристом, программистом, экономистом.
Ведь, слово, это то, без чего общество не существовало бы,
посредством слова можно выразить чувства и эмоции. Журналистика, это то,
что меня вдохновляет, то чем я живу и творю…»
Кому-то может показаться слишком пафосно, а меня пробила до
слез. Девчонка, которой непросто говорить, так ценит слово. Она даже
термин «слово» в своем тексте, неумышленно пишет крупнее, чем другие
слова.
Может быть она пришла в журналистику для того, чтобы не
чувствовать себя обиженной, чтобы говорить со всем миром… А это,
согласитесь, достойный повод…
День шестой: первое разочарование
Вечером сажусь доделывать текст Алины. Той девочки, которую
бурно хвалила. Боже! В ее «шедевре» столько непонятных цифр и ссылок на
странные законы, что приходится все перепроверять.
Захожу в Интернет,
и только набираю в поисковике: «брак по контракту», как открывается
знакомая статья. Читаю и ахаю: текст буква в букву, тот, что принесла
мне Альбина.
Звоню обманщице, тщетно жду объяснений. Какие там извинения! Она произнесла: «Понятно, характеристику мне не напишешь». И бросила трубку…
Как я обозлилась! Да эти практиканты, нас, журналистов, за
дураков держат. Я тут перед ними скачу, объясняю, а им это и не надо,
лишь бы характеристику получить.
Клятвенно обещаю себе: с этого дня никого не жалею!
Видели бы вы моих бедных практикантов: утром я разнесла все их
заметки по полной. Андрея, который «пишет только про спорт» я отправила
готовить информацию о неделе грудного вскармливания.
Причем уточнила: поговори с мамами и грудными детьми. На его
жалостливое: «А грудные же вроде не разговаривают», бескомпромиссно
заявила: «Так научи их!»
Скромной Нине вручила толстый справочник (там телефоны 60-ти
районов Алтайского края) и попросила звонить во все РОВД, чтобы
раскопать ЧП. «А если не найдешь до обеда труп – я тебе не напишу
характеристику. Девчонка побледнела, но взялась за дело.
К полудню у меня лежали пять заметок, каждая с тремя
заголовками на выбор. Вечером решила всех торжественно похвалить, но
обнаружила, что незаметно мои практиканты уже сбежали.
Остался один Андрей и на мои комплименты он отреагировал
странным образом. «А я очень рад, что вы нас отругали. Вы это правильно.
Нам нужна было встряска. Я, знаете, даже как-то на себя со стороны
посмотрел».
Ох, как я расцвела от этих слов. Но на следующее утро никто из
практикантов не пришел на утреннюю планерку, большинство подтянулись к
обеду, а Андрей – вообще куда-то пропал…
День двенадцатый: есть чему поучиться
Утром ездила на пресс-конференцию. В ожидании героя с
коллегами-журналистами обсуждаем новости. И как-то незаметно перешли на
тему: практиканты в редакции.
Одна журналистка, очень заслуженная и с большим опытом
заявила: ой, а я не беру себе деток, с этим практикантами, как с
грудничками возиться надо. Я их так и называю: «малышня газетная».
Меня ее слова жутко возмутили. Вот почему: в прошлом году у
меня на практике была девочка Катя. Такая маленькая, хрупкая. Я перед
ней красовалась: то тему дам про слет юных пожарных, то про юных
натуралистов. Думала, ну она ж еще совсем ребенок. Ей же не понять про
газификацию или про материнский капитал.
И вот однажды я ее послала на конкурс детских рисунков,
который проходил за городом. А она мне говорит: «Наталья, я не могу
поехать туда…У меня денег на проезд нет. Вы не подумайте, что нищая: я
работаю в кафе официанткой, а в этом месяце на больничном пролежала, и
всю зарплату пришлось отдавать за квартиру. Мама у меня платить не
может, у нее грудной ребенок, его надо содержать…»
Мне было жутко стыдно перед Катей. Это стало уроком: теперь ко
всем практикантом стараюсь относиться, как ко взрослым людям. Ведь даже
за детским личиком, может скрываться такой человек, у которого мне
учиться и учиться…
Да и когда своим ребятам заявляю: вы же взрослые люди, они выпрямляют спины и …бегут искать новости.
День пятнадцатый: любовь
Практикант Андрей пропал с темой и уже неделю не отвечает на
сотовый. И тут такая история. Иду на репортаж, а на центральном
проспекте нашего городка стоит потерявшийся практикант и …целуется с
какой-то девчонкой. Да так сладко. Меня даже тряхнуло. Думаю, ну
прогульщик, погоди, буду мстить.
Идея
у меня была самая жестокая: театрально подойти и крикнуть на весь
проспект: «Негодяй, да как ты мог, я ж тебя так ждала, а ты с этой...»
И, без комментариев, зашагать, покачивая бедрами.
А что? Уж если не на репортаже, так пусть на своей подружке
проявит лучшие журналистские качества: чудеса переговорщика, теорию
аргументации. В последний момент, что-то меня остановило.
Какая-то я слишком строгая… Может не стоит так вот с каждого
требовать? Ведь сама вчера целый час рассказывала, что журналист – это
не коварная акула, а человек, который умеет сострадать и понимать…
Прошмыгнув невидимкой среди влюбленных голубков, подумала: «Эх, Андрюша, ты еще ко мне вернешься, за характеристикой…»
День тридцатый
Сегодня у меня самый характерный день. Пишу всем
характеристики! А практиканты (сегодня все в сборе!) мечутся по
кабинету, то и дело заглядывают в монитор.
За этот месяц каждый из них чему-то научился. Нина – бойко
разговаривает по телефону, Андрей – пишет не только про спорт, Артем –
сам ищет заметки, пятикурстницы Света и Анна написали аналитические
статьи.
Инна, поняла, что и без слов можно работать журналистом,
решила везти рубрику «Под наблюдением». Теперь описывает интересные
ситуации из жизни города.
А я, хоть и не испытывала большой радости переписывая чужие
заметки, зато усвоила: нужно уметь помогать и радоваться за других. И
если раньше сияла только, когда на планерках хвалили меня, то теперь
почувствовала, как же это здорово, когда хвалят твоих практикантов!
Наталья Сохарева,старший корреспондент отдела информации и спорта краевой массовой газеты «Алтайская правда»
Журналистика и медиарынок, № 9, 2010
|