Четверг, 28.03.2024, 16:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Неофициальный сайт журфака КГУ
Форма входа
Меню сайта

Категории каталога
Интернет-журналистика [37]
Новости журналистики [8]
Статьи по теории журналистики [35]
Заработок: Копирайтинг, рерайтинг, фриланс [29]
Жанры журналистики [28]
Журналистика для начинающих [30]
Практика журналистики [14]
Видео по журналистике и филологии [35]
Вакансии для журналистов и копирайтеров [16]

Друзья сайта

Сайты курских СМИ

Наш опрос
Зарабатываете ли Вы с помощью журналистики в Интернете?
Всего ответов: 1475

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

| Рейтинг: 0.0/0 |
Главная » Статьи » Практика журналистики

Производственная практика у студентов журфака. Особенности
Среди учебников по журналистике, я встречала кучу пособий, на мой взгляд, совершенно нелепых: вплоть до того «как правильно дышать и закидывать ногу на ногу, если ты берешь интервью у чиновника» и прочий бред. Не нашла ни одной книги на тему «Как руководить начинающим журналистом.

Как  его ругать? Как хвалить? И вообще стоит ли с ним нянькаться или, напротив, относится как к равноценному коллеге?

Чтобы найти ответы на эти вопросы решила вести дневник. Летняя практика - целый месяц,  я выбрала пять самых запомнившихся дней. Имена практикантов изменила, а все остальное - чистейшая правда

Каждый журналист помнит свой первый день в редакции. А с ним и волшебное чувство гордости, что распирает молодого автора, когда на газетной полосе появляется его фамилия.

Читатель и не догадывается, каких коллизий, каких мучительных  переделок и переписок порой требует от новичка первая заметка. И вот вы уже опытный труженик,  каждый день строчите репортажи, но…

Однажды открывается дверь и на пороге появляется он -  ваш «зеленый двойник» - молодой герой, который мечтает стать журналистом

У меня, 24-летней корреспондентки отдела новостей краевой газеты, таких сейчас – шесть человек. Что с ними делать? Как «учить писать»? Равнодушно сказать: «Пусть как хотят, так и выкручиваются» - не могу. Сама пришла в газету 17-летней девчонкой

День первый: я не в теме

Вот мои «ученики». Рыжеволосая девушка Нина: уже третий курс журфака, но такая скромная!  На предложение: «располагайся удобнее» она,  сжавшись в клубочек (с сумкой, какими-то бумажками и ветровкой  в руках!) присела на краешек широченного дивана.

Чернобровый первокурсник Артем, напротив, резвый -  хоть привязывай. Сразу поинтересовался: «А можно у вас стырить из шкафа вон ту книженцию, нам по ней какой-то зачет сдавать».

Две пятикурсницы Ксения и Анна на практике уже не первый год, поэтому пришли «подготовленные»: «Ой, а мы вам тут чай вкусный-вкусный  купили. Угощайтесь! Кстати, а есть для нас интересное задание?».

Четырехкурсник Андрей, очень важный, смотрит на меня свысока, и предупреждает: «Учтите, Наталья,  я специализируюсь на спортивной журналистике!».

Компанию объединяет  одно - все пришли без тем, с застывшим вопросом в глазах: «А что писать-то?». Мою попытку пошутить: «Ой, я  вам буду темы продавать!» никто не оценил.

Артем даже укоризненно заметил: «Наживаетесь на бедных студентах!»…Пришлось убить час на то, чтобы каждому дать задание. Некоторым приходилось объяснять как, например, набирать телефонный номер, если звонишь по межгороду.

Часам к двенадцати в кабинет залетела еще одна практикантка. Очаровательная четырехкурсница Алина. С порога заявляет: «Я пришла не просто с темой, а  уже с готовым текстом!». У меня даже настроение поднялось: «Ну наконец-то, дождалась! И тема-то какая интересная – брачные контракты».

Правда, статья оказалось «сырой». Но я сжалилась. Решила: не стоит критиковать девчонку -  она вон какая инициативная. А буду заставлять переделывать –  вдруг желание работать отобью».

Говорю ей, да так громко, чтоб все слышали: «Молодец! Ты у нас сегодня в отделе – лучший сотрудник! Хорошая статья». Вообще-то, после дифирамбов, я хотела тихонько добавить:  надо бы кое-что подправить. Но... Счастливая Алина запрыгала по кабинету и тут же сообщила:

- Ой, мне некогда здесь сидеть, убегаю домой. Мне там лучше статьи писать, через недельку заскочу. Чау-чау»…

К часу дня моя армия практикантов стала испаряться на глазах: кому-то захотелось к врачу, у кого-то нашлись срочные дела дома.

Когда  пришла после обеда, в кабинете уже никого не было. Правда, на столе красовалась записка: «Ушли искать темы»…

День пятый: зачем вам эта журналистика?

Утром в кабинете я увидела нового героя – милую синеглазую девчонку. Хотела было поругать: почему со всеми не пришла? Коллеги аккуратно отвели меня в сторону. Эта девушка – 20-летнняя Инна -  …заика.

Несмотря на недуг, уже не первый год пишет для газеты зарисовки, заметки с выставок. А вот разговаривать нормально - почти не может. С первого взгляда - с человеком все в порядке.  Разве что, как-то, странно,  на одном дыхании, говорит тебе: «привет»!

Но,  когда Инна начинает волноваться  (а этого состояния, юному журналисту не избежать), то не может выговорить не то, что слово, даже букву…

Я не знала что делать: она смотрит мне в глаза, понимает, что я ничего не понимаю, от этого ее начинает трясти. Девушка из-за всех сил сжимает кулачки,  но у нее не получается выговорить это ужасное слово «в-ы-с-т-а-в-к-а»…

Только по губам поняла, говорит: «я х-о-д-и-л-а н-а в-ы-с-т-а-в-к-у». Объявив практикантам: «Мне нужно к главному редактору», я побежала на улицу.  Как себя вести, чтобы не обидеть Инну?

Чтобы написать любую, самую  простенькую, информашку нужно разговаривать  с людьми.  Она этого не сможет…

Не знаю правильно или нет, но я решила сделать так. Зайдя в кабинет, строгим голосом объявила Инне и скромнице Нине: раз нет у вас своей темы, я вам ее подарю, но - одну на двоих. Вместе придумываете вопросы, один звонит, а потом вместе пишете.

Девчонки даже обрадовались. Через три часа положили заметку, написанную хорошим стилем, с массой интересных фактов, которые «накопали» сами. Оказалось Инна – пишет легко и быстро.  Мороки с ней намного меньше, чем с другими ребятами.

Вечером сели поговорить: выяснилось, она еще подрабатывает курьером. Меня осенило: «А ты напиши статью «Заметки курьера». Расскажи, что тебе приходится разносить, как встречают  люди. Глаза девчонки загорелись. Она без запинки выдала мне: «Ух, ты, классно!».

Вечером думала вот о чем. Часто слышу, как матерые журналисты рассуждают, зачем молодежь идет в профессию. И чаще разговоры сводятся к такому: насмотрелись американских фильмов про репортерские расследования, ищут приключений, не понимают,  что профессия пера – адский труд и ответственность.

Поработав с практикантами, поняла: если бы во всем была виновата романтика, то юные авторы штурмом брали бы редакции, с крикам: «Дайте расследование!» набрасывались  на главредов. В большинстве случаев другая картина: скромный, неуверенный взгляд, тихий голосок по телефону: «Алло, я это…из газеты, хочу спросить…»

Сегодня  раздала практикантам анкету, где был  вопрос: зачем решили стать журналистом? Нина ответила: «Я очень люблю детективы. Хотела пойти работать в милицию, но  боюсь крови, а здесь крови нет, а преступлений навалом…»

У Андрея другой повод: «Не хотел отставать от старшего брата, всегда за ним тянулся, но потом  понял – играть на гитаре как он не могу, математику как он решать – не могу. Меня осенило: а зато у меня по литературе «пятерка», а у него «четверка». Так что буду журналистом – это тоже уважаемая профессия.

Старшекурсница Анна призналась: мечтала стать юристом, но баллов на юрфак не хватило. Без разницы куда идти, а журфак звучит красиво…

Инна на мой вопрос исписала почти три листа: «В детстве читать фантастику,  в 10 лет захотела стать Джоанной Роулинг. Исписывала кучу тетрадок своими рассказами. Позже стала писать  статьи и отправлять их в разные детские журналы, типа «Веселых картинок».

Даже не следила, публиковали их или нет. Мне было важно писать и знать, что это увидит кто-то еще. Не представляю, что могу быть кем-то еще: юристом, программистом, экономистом.

Ведь, слово, это то, без чего общество не существовало бы, посредством слова можно выразить чувства и эмоции. Журналистика, это то, что меня вдохновляет, то чем я живу и творю…»

Кому-то может показаться слишком пафосно, а меня пробила до слез. Девчонка, которой непросто говорить, так ценит слово. Она даже термин «слово»  в своем тексте, неумышленно пишет крупнее, чем другие слова.

Может быть она пришла в журналистику для того, чтобы не чувствовать себя обиженной, чтобы говорить со всем миром… А это, согласитесь, достойный повод…

День шестой: первое разочарование

Вечером сажусь доделывать текст Алины. Той девочки, которую бурно хвалила. Боже! В ее «шедевре» столько непонятных цифр и ссылок на странные законы, что приходится все перепроверять.

Захожу в Интернет, и только набираю в поисковике: «брак по контракту», как открывается знакомая статья. Читаю и ахаю: текст буква в букву, тот, что  принесла мне Альбина.

Звоню обманщице, тщетно жду объяснений. Какие там извинения! Она произнесла: «Понятно, характеристику мне не напишешь». И бросила трубку…

Как я обозлилась! Да эти практиканты, нас, журналистов, за дураков держат. Я тут перед ними скачу, объясняю,  а им это и не надо, лишь бы характеристику получить.

Клятвенно обещаю себе: с этого дня никого не жалею!

Видели бы вы моих бедных практикантов: утром я разнесла все их заметки по полной. Андрея, который «пишет только про спорт» я отправила готовить информацию о неделе грудного вскармливания.

Причем уточнила: поговори с мамами и грудными детьми.  На его жалостливое: «А  грудные же вроде не разговаривают», бескомпромиссно заявила: «Так научи их!»

Скромной Нине вручила толстый справочник (там телефоны 60-ти районов Алтайского края) и попросила звонить во все РОВД, чтобы раскопать ЧП. «А если не найдешь до обеда труп – я тебе не напишу характеристику. Девчонка побледнела, но взялась за дело.

К полудню у меня лежали пять заметок,  каждая с тремя заголовками на выбор. Вечером решила всех торжественно похвалить, но обнаружила, что незаметно мои практиканты уже сбежали.

Остался один Андрей и на мои комплименты он отреагировал странным образом. «А я очень рад, что вы нас отругали. Вы это правильно. Нам нужна было встряска. Я, знаете, даже как-то на себя со стороны посмотрел».

Ох, как я расцвела от этих слов. Но на следующее утро никто из практикантов не пришел на утреннюю планерку, большинство подтянулись к обеду, а Андрей  – вообще куда-то пропал…

День двенадцатый: есть чему поучиться

Утром ездила на пресс-конференцию. В ожидании героя с коллегами-журналистами обсуждаем новости. И как-то незаметно перешли на тему: практиканты в редакции.

Одна журналистка, очень заслуженная и с большим опытом заявила: ой, а я не беру себе деток, с этим практикантами, как с грудничками возиться надо. Я их так и называю: «малышня газетная».

Меня ее слова жутко возмутили. Вот почему: в прошлом году у меня на практике была девочка Катя. Такая маленькая, хрупкая. Я перед ней красовалась: то тему дам про слет юных пожарных, то про юных натуралистов. Думала, ну она ж еще совсем ребенок. Ей же не понять про газификацию или про материнский капитал.

И вот однажды я ее послала на конкурс детских  рисунков, который проходил за городом. А она мне говорит: «Наталья, я не могу поехать туда…У меня денег на проезд нет. Вы не подумайте, что нищая: я работаю в кафе официанткой, а в этом месяце на больничном пролежала, и всю зарплату пришлось отдавать за квартиру. Мама у меня платить не может, у нее грудной ребенок, его надо содержать…»

Мне было жутко стыдно перед Катей. Это стало уроком: теперь ко всем практикантом стараюсь относиться, как ко взрослым людям. Ведь даже за детским личиком, может скрываться такой человек, у которого мне учиться и учиться…

Да и когда своим ребятам заявляю: вы же взрослые люди, они выпрямляют спины и …бегут искать новости.

День пятнадцатый: любовь

Практикант Андрей пропал с темой и уже неделю не отвечает на сотовый. И тут такая история.  Иду на репортаж, а на центральном проспекте нашего городка стоит потерявшийся практикант и …целуется с какой-то девчонкой. Да так сладко. Меня даже тряхнуло.  Думаю, ну прогульщик, погоди, буду мстить.

Идея у меня была  самая жестокая: театрально подойти и крикнуть на весь  проспект: «Негодяй, да как ты мог, я ж тебя так ждала, а ты с этой...» И, без комментариев, зашагать,  покачивая бедрами.

А что? Уж если не на репортаже, так пусть на своей подружке проявит лучшие журналистские качества: чудеса переговорщика, теорию аргументации.  В последний момент, что-то меня остановило.

Какая-то я слишком строгая… Может не стоит так вот с каждого требовать? Ведь сама вчера целый час рассказывала, что журналист – это не коварная акула, а человек, который умеет сострадать и понимать…

Прошмыгнув невидимкой среди влюбленных голубков, подумала: «Эх, Андрюша, ты еще ко мне вернешься, за характеристикой…»

День тридцатый

Сегодня у меня самый характерный день. Пишу всем характеристики! А практиканты (сегодня все в сборе!) мечутся по кабинету, то и дело заглядывают в монитор.

За этот месяц каждый из них чему-то научился. Нина – бойко разговаривает по телефону, Андрей – пишет не только про спорт, Артем – сам ищет заметки, пятикурстницы Света и Анна написали аналитические статьи.

Инна, поняла, что и без слов можно работать журналистом, решила везти рубрику «Под наблюдением». Теперь описывает интересные ситуации из жизни города.

А я, хоть и не испытывала большой радости переписывая чужие заметки, зато усвоила: нужно уметь помогать и радоваться за других. И если раньше сияла только, когда на планерках хвалили меня, то теперь почувствовала,  как же это здорово, когда хвалят твоих практикантов!

Наталья Сохарева,старший корреспондент отдела информации и спорта краевой массовой газеты «Алтайская правда»

Журналистика и медиарынок, № 9, 2010



Категория: Практика журналистики | Добавил: kgu-journalist (05.03.2011)
Просмотров: 7698 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 3
avatar
2 Баядера • 19:12, 05.09.2011
Как художественный рассказ - пойдет. Побольше бы советов по факту...

...И журналист, конечно, не литератор, но элементарных грамматических ошибок, считаю, быть не должно - хотя бы в "Ворд" закинуть можно было.
avatar
3 kgu-journalist • 12:05, 06.09.2011
Баядера, нашим сайтом также обнаружены некоторые пунктуационные ошибки. Однако авторская орфография и стилистика сохранены при перепечатывании.
avatar
1 Влад • 14:19, 05.05.2011
Интересно было почитать, так сказать "взгляд со стороны" , со стороны куратора.
Сам этим летом буду проходить практику в редакции. Надо будет обязательно заготовить что то cool

avatar
 
Яндекс цитирования Rambler's Top100                                                                                           
Рейтинг@Mail.ru
Copyright Copyright kgu-journalist © 2024
Сайт создан в системе uCoz