Четверг, 17.08.2017, 02:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Неофициальный сайт журфака КГУ
Форма входа
Меню сайта

Категории каталога
Интернет-журналистика [37]
Новости журналистики [8]
Статьи по теории журналистики [35]
Заработок: Копирайтинг, рерайтинг, фриланс [29]
Жанры журналистики [28]
Журналистика для начинающих [30]
Практика журналистики [14]
Видео по журналистике и филологии [35]
Вакансии для журналистов и копирайтеров [16]

Друзья сайта

Сайты курских СМИ

Наш опрос
Зарабатываете ли Вы с помощью журналистики в Интернете?
Всего ответов: 1421

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

| Рейтинг: 0.0/0 |
Главная » Статьи » Статьи по теории журналистики

Самоучитель журналистики
Самоучитель журналистики
Четыре года назад купил на книжной толкучке "Пособие по написанию газетных сообщений": Newspaper Reporting and Correspondence. A Manual for Reporters, Correspondents, and Students of Newspaper Writing by Grant Milnor Hyde, M.A. instructor of journalism in the University of Wisconsin, New York and London, D.Appleton and Company, 1921, первое издание которой вышло аж в 1912 году. Книга - увлекательнейшая, очень актуальная. Такое впечатление, что с тех пор ничего в этой профессии не изменилось. Например, есть глава "Новостная значимость события" (News Values): Если выходит замуж дочка шерифа, для городской газеты ее свадьба - событие на всю первую полосу. Для газеты соседнего городка - две строчки в светской хронике. Есть глава "Сообщение об обычном пожаре" (The Simple Fire Story). Оно должно отвечать на вопросы: что (пожар) когда, где, почему, что горело и, при необходимости, как. Причем, именно в указанной последовательности. В книге 17 глав, 2 приложения, алфавитный индекс, 348 страниц. Есть краткий толковый словарик терминов газетного жаргона (3 глава). В виде исключения, вводная глава посвящена не написанию заметок, а технологии сбора новостей. Все копирайты давно истекли, издать ее имеет право любой.

Кто-нибудь! Закажите мне ее перевод!

Вот мой перевод отрывка из первой главы:

Профессия газетного репортера и корреспондента


I

Сбор новостей

В отличие от большинства других профессий, профессия газетного репортера - это сочетание двух очень непохожих видов деятельности - сбора новостей и написания новостных сообщений. Часть этой работы осуществляется на улице, другая - в конторе.
За письменным столом в редакции репортер занят литературным или окололитературным трудом - написанием заметок, на улице же он - сыщик, собирающий новости, неутомимый охотник за фактами, из которых потом нужно будет составить рассказ о событии. Хотя эти два навыка тесно переплетены, для каждого из них нужны свои способности, каждому приходится обучаться отдельно. В редакции газеты они почти всегда выполняются совместно, но новичок должен осваивать каждый из них отдельно. В нашей книге мы не будем пытаться осветить и тот, и другой, ограничившись, преимущественно, одним из них - окололитературной работе по написанию заметок о событиях.


I.

Новостная значимость события

Чтобы писать для газеты, нужно разбираться в новостной ценности событий: почему об одном из них рассказывает целая колонка, а о другом, не менее значимом с других точек зрения, сообщается одной строкой. Нужно научиться определять относительную ценность фактов, чтобы выявить наиболее значимый эпизод события и правильно скомпоновать сообщение о нем. Это деликатный, но корректный и важный вопрос. Сейчас от газеты люди хотят новостей. От ежедневной газеты уже не ждут публикации новых литературных произведений или разъяснения политических платформ. Главная ее задача - хронология текущих событий, информация о повседневной жизни вокруг нас. Кроме того, газета должна быть интересной. Газет нынче много, большинству читателей просто информации уже недостаточно, нужно доносить ее в интересной форме. Эту-то потребность и стремится удовлетворить весь газетный люд. Ею оправдывает свое существование сенсационная желтая пресса, с ней сверяют каждое свое действие ежедневные газеты. Чтива много, люди читают только то, что им интересно. Чем большее число читателей заинтересует газета, тем больше ее тираж и прибыль. Газету с неинтересными для большинства читателей материалами раскупают плохо. В основе понятия "новостной ценности события" лежит желание заинтересовать читателя. Новости - это рассказ о текущих событиях, причем интересный и для тех, кого они напрямую не касаются, то есть, для большинства читателей. У Сюзи Браун - вывих лодыжки. Это событие чрезвычайно важно для нее самой, довольно интересно для ее родных и друзей, даже для ее врагов. Если она - важная персона в своем городке, этот случай может оказаться настолько интересным для ее земляков, чтобы его подробно осветила местная газета. Как бы то ни было, это событие интересно только для тех, кто знает Сюзи, а таких людей не так уж много. Следовательно, приключившаяся с ней неприятность представляет новостную значимость только для местного еженедельника.


3. Расстояние

Новостная значимость события зависит и от расстояния. Несмотря на развитие железных дорог и телеграфа, круг интересов людей по-прежнему носит местнический и клановый характер. Их интересуют, в основном, знакомые им люди и вещи, а из внешних событий - только самые значимые. Они любят читать о знакомых им людях, вещах, которые они сами видели. Им неохота напрягать свое воображение, чтобы понять и оценить что-то незнакомое. Поэтому, любую газету, даже выходящую в мегаполисе, интересуют прежде всего, местные новости, а вестям издалека отводится очень незначительное место. Верно подмечено, что нью-йоркские газеты не видят дальше Аллеганских гор. Круг интересов большинства других газет ограничен радиусом в 100 миль от редакции, за исключением новостей, имеющих общенациональное значение.


4. Смерть, гибель людей

Один из таких элементов - это гибель людей. По какой-то странной, непонятной причине людей всегда интересуют мысли о смерти. Сообщение о событии, повлекшем смерть человека, всегда достойно публикации в газете, а если еще и не одного, то оно достойно публикации везде. Сообщение о любом пожаре, любой железнодорожной или иной катастрофе, если в них погибло или пострадало несколько человек, это новость, которую можно смело отправлять куда угодно. Читатель будто удовольствие получает от самой цифры жертв. Сообщение, которое можно начать словами "Десять человек погибло" или "Семь человек убито", мгновенно привлекает внимание читателя. В результате, газетчиков нередко (и справедливо!) упрекают в преувеличении числа потерь в погоне за сенсацией, причем до такой степени, что многие нынешние газеты, чтобы не давать повода для подобных обвинений, склонны, скорее, преуменьшать цифры потерь, чем преувеличивать их. Несколько раз за последний год, например, в сообщении о пожаре на швейной фабрике в Нью-Йорке, первоначальные опубликованные в газетах цифры были ниже окончательно объявленных официально. Но это не означает, что газетам не нужны трагические новости. Любое событие с большим числом погибших, даже ничем иным не примечательное, заслуживает публикации в газетах даже очень дальних городов.

Читайте дальше на моем блоге пост
Самоучитель журналистики, часть 2
http://perevod99.blogspot.ru/2008/09/2.html

От себя добавлю: часто даже от опытных профессиональных журналистов слышишь сетования на дефицит "хороших" новостей, преобладание "чернухи". А как?

Сенсация! Сегодня Саяно-Шушенская ГЭС работала без происшествий!

С новостной ленты:

Липецкий металлургический комбинат сегодня успешно выполнил дневной план выпуска продукции!

У бабы Мани, жительницы из 2-го подъезда, сегодня совершенно не болела голова!

А вот "Семенов вышел из запоя!" (Игорь Иртеньев) - это действительно сенсация.

И т.п.

Структура рассказа о событии
THE NEWS STORY FORM

Газетные материалы бывают разного рода. В редакции все их называют "материалами", без дальнейших уточнений. Для наших целей материалы можно классифицировать по видам, но границы между этими видами подвижны и размыты. Самый распространенный вид газетного материала - рассказ о простом событии. Почти все газетные материалы - это рассказы о тех или иных событиях, но рассказ о простом событии, в отличие от прочих материалов, касается именно недавнего события или происшествия. Обычно это внезапное, незапланированное событие. Другие виды материалов - изложения речей, интервью, отчеты о судебных заседаниях, светские, театральные, спортивные новости, "трогательные" истории и т.д. Различия между ними чисто формальны, редакции газет не придают им особого значения, все они называются одинаково "материал".
Из всех газетных материалов, рассказ о простом событии имеет самую свободную форму. Об одних и тех же фактах каждый репортер напишет по-своему, и каждый редактор исправит его рассказ на свой вкус. Нет идеальной структуры рассказа о событии, единой для разных газет, да и для разных событий.

Но есть некие общие тенденции. Есть элементы, обязательно присутствующие в любых новостных сообщениях, будь то изложение голых фактов или сенсационный рассказ о заурядном происшествии, где автор искусственно нагнетает страсти. Все подобные элементы призваны выполнять одну и ту же задачу - привлечь и удержать внимание читателя. Занятый американец, просматривающий газету за утренним кофе, или держась за поручень вагона по пути на работу, начинает читать только те материалы, которые привлекли его внимание, и читает каждую новостную колонку лишь до тех пор, пока она удерживает его интерес. Идеальный рассказ о событии должен привлечь внимание читателя своим началом и держать его до конца. Это касается любых газетных материалов.

А интерес в значительной мере зависит от способа изложения фактов. И хотя некоторые факты для того или иного читателя сами по себе более интересны, чем другие, искусный журналист умеет так подать даже эти менее интересные факты, что и они будут читаться с не меньшей охотой. Самое интересное событие проигрывает в плохом изложении, а о самом заурядном можно написать так, что не оторвешься!
Задача журналиста и редактора - сделать каждый газетный материал таким увлекательным и интересным, чтобы все прочитали его от начала до конца. Раньше газетчики излагали события в их хронологической последовательности, как и в обычном рассказе, но в результате длительного развития возникла новая форма, весьма вариативная и разнообразная. В отличие от любого литературного произведения, газетный рассказ о событии раскрывает самые интересные факты в самом своем начале. Он не томит читателя, приберегая самые поразительные факты на потом, чтобы "оглушить" ими в самом конце, а сообщает самую соль сразу, а затем рассказывает заинтересованному читателю подробности, которые хронологически предшествовали главному событию. Поэтому редактор требует от репортеров сообщать сначала суть новости, а уж потом - детали.
Другая причина этого странного нарушения хронологического порядка изложения состоит в том, что узнать новость, и как можно быстрее, должны даже те, кто не дочитал материал до конца, коих - большинство. Вот почему газета любезно сообщает нам самое важное в самом начале рассказа. А потом читатель, которому интересны подробности, дочитает этот материал до конца, но суть новости узнает даже тот, кто его не дочитает. Кроме того, объем газетной полосы ограничен, и если материал не помещается, редактор может сократить один-два последних абзаца, не нарушая целостность рассказа. А представьте, как трудно было бы сократить сообщение, составленное в хронологическом порядке! Если суть новости - в последнем абзаце, а его сократили, что же останется от материала? А когда она сообщена в самом начале, редактор может сократить хоть все абзацы, кроме первого, и при этом материал не потеряет смысла.


Вообще, заходите на мой блог:
http://perevod99.blogspot.ru/
Он - о языках и переводах, но не только...

Сергей Ярославцев


Источник: http://perevod99.blogspot.ru/
Категория: Статьи по теории журналистики | Добавил: (28.10.2014) | Автор: Сергей Ярославцев
Просмотров: 1193
Всего комментариев: 0

avatar
 
Яндекс цитирования Rambler's Top100                                                                                           
Рейтинг@Mail.ru
Copyright Copyright kgu-journalist © 2017
Сайт создан в системе uCoz