Воскресенье, 22.10.2017, 11:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Неофициальный сайт журфака КГУ
Форма входа
Меню сайта

Категории каталога
Интернет-журналистика [37]
Новости журналистики [8]
Статьи по теории журналистики [35]
Заработок: Копирайтинг, рерайтинг, фриланс [29]
Жанры журналистики [28]
Журналистика для начинающих [30]
Практика журналистики [14]
Видео по журналистике и филологии [35]
Вакансии для журналистов и копирайтеров [16]

Друзья сайта

Сайты курских СМИ

Наш опрос
Зарабатываете ли Вы с помощью журналистики в Интернете?
Всего ответов: 1422

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

| Рейтинг: 4.0/1 |
Главная » Статьи » Жанры журналистики

Аналитические жары: интервью и беседа
Жанр интервью является результатом "закрепленности” в жур­налистском тексте формы получения автором этого текста опреде­ленных сведений о действительности с помощью метода интервью. Как известно, сам по себе метод интервью относится не к теоретическим, а к эмпирическим методам. Очевидно, по этой причине и жанр интервью часто относят к информационным жанрам, базирующимся именно на информа­ции, полученной в результате применения эмпирических методов исследования. При этом как бы остается в тени тот факт, что интер­вью, как и другие эмпирические методы, применяется для получе­ния исходных сведений, необходимых для подготовки не только информационных выступлений, но и аналитических. Информация, полученная методом интервью, может быть трансформирована и представлена, например, на газетной полосе в виде корреспонден­ции, отчета, реплики, статьи. Это значит, что использование данно­го метода при сборе информации еще не порождает автоматически жанр интервью. Лишь, как было сказано выше, в случае яркой про­явленности в тексте "хода” применения этого метода он может оп­ределять форму публикации как диалогическую, вопросно-ответную. По этому доминирующему признаку текст может быть назван жанром интервью. Однако то, к какой группе жанров можно при­числить конкретное интервью — к информационным или аналити­ческим, зависит уже от содержания текста, изложенного в форме интервью.

Если информационное интервью несет в себе лишь сообщение о факте, отвечая на вопросы: "кто?”, "что?”, "где?”, "когда?”, то ана­литическое интервью кроме этого содержит и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: "почему?”, "каким образом?”, "что это зна­чит?” и т. д.

Роль автора аналитического интервью заключается прежде всего в том, что своими вопросами он задает направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо. С этой целью вопросы формулируются таким образом, что они требуют ос­вещения узловых моментов какого-либо события, явления, процес­са, ситуации. Например, если журналист берет интервью у мэра по поводу внезапного нашествия крыс на город, он может "запрограм­мировать” аналитический характер своего выступления, поставив вопросы таким образом:
— Как Вы думаете, что значит это событие для нашего города? Во сколько миллионов рублей оно обойдется налогоплательщикам?
— Что явилось причиной этого события? Какие факты, цифры, до­кументы подтверждают Ваше мнение по этому поводу?
— Кто понесет за это ответственность и какую?
— Как будет развиваться это событие дальше? Какие основания имеет Ваш прогноз?
— Какие срочные меры предпринимают и еще будут предпринимать власти? И что должны делать простые горожане?

Подобные вопросы побудят собеседника излагать свои знания, представления, мнения о предмете будущей публикации таким об­разом, что выявят причинно-следственные связи обсуждаемого со­бытия, будут вынесены определенные оценки, сформулирован про­гноз развития события, приведены необходимые аргументы в поль­зу излагаемой позиции. Подобным образом содержание текста интервью "насыщается” элементами анализа действительности, что и делает его аналитической публикацией.
Конечно, вполне возможны случаи, когда интервьюируемый осуществляет анализ событий, ситуаций, процессов, не ожидая на­водящих вопросов. Однако это чаще всего бывает в том случае, когда он сам заинтересован в наиболее подробном, детальном осве­щении предмета разговора, что, конечно же, облегчает задачу авто­ра будущей аналитической публикации.

БЕСЕДА
Беседа, наряду с интервью, является важным аналитическим жанром журналистики, имеющим диалогическую, "полилогическую” форму. Беседа достаточно широко использовалась на страни­цах прессы на протяжении многих лет. Искушенному знатоку жур­налистских жанров хорошо известны, например, "Беседы за "круг­лым столом"”, которые многие годы велись на страницах "Литера­турной газеты”. В настоящее время мы также можем встретить этот жанр в прессе. Иногда жанр беседы отождествляется с жанром ин­тервью. Однако это отождествление необоснованно. Хотя у назван­ных жанров и есть общие черты. Прежде всего ~ двусоставность текста. Одна часть его "принадлежит” одному участнику беседы (ин­тервью), другая — другому. И в беседе, и в интервью есть обмен мыс­лями, репликами. Однако между жанрами существует очень важное различие. И заключается оно прежде всего в той роли, которая отво­дится журналисту-интервьюеру и журналисту-собеседнику, что ока­зывает существенное влияние на содержание самих текстов интер­вью или беседы. Если в роли интервьюера журналист может ставить только вопросы, а отвечает на них интервьюируемый, то именно последний и формирует основное содержание публикации, ее харак­тер (в частности — позитивный или критический),
Журналист-собеседник является равноправным, наряду со своим партнером по коммуникативному акту, создателем содержа­ния будущего текста. Поэтому вопросно-ответной форме обмена мыслями, присущей интервью, в беседе будет соответствовать обмен "равноправными”, равнозначными репликами, суждениями, размышлениями. Когда журналист берет интервью, то он может лишь задать направление размышлениям интервьюируемого. Само же фактологическое, оценочное, причинно-следственное отобра­жение обсуждаемого предмета будет зависеть главным образом от интервьюируемого. Как бы ни старался интервьюируемый быть объективным, он в любом случае будет рассматривать предмет об­суждения со своей позиции, с позиции имеющихся у него знаний, представлений, стереотипов, установок. Поэтому он произвольно или непроизвольно будет вести речь о тех сторонах предмета, кото­рые положительно кореллируются с этой позицией, и опускать то, что ей противоречит.

Другой участник беседы также имеет свою позицию и рассужда­ет о предмете будущей публикации под ее контролем- Однако то, что в беседе участвуют два равноправных партнера (или несколько), повышает шанс объективного освещения предмета разговора. Это происходит в силу того, что журналист или другие участники беседы могут находиться на своих особых позициях, которые будут ориен­тировать их на освещение иных аспектов, иных качеств, досто­инств, недостатков, связей обсуждаемого предмета. Таким образом, в отличие от неизбежно одностороннего монистического освеще­ния предмета обсуждения в интервью, в беседе будет проявлено многостороннее, полифоническое видение предмета обсуждения, что, несомненно, повышает объективность его освещения.



Текст по книге Тертычного А.А. "Аналитическая журналистика"
Категория: Жанры журналистики | Добавил: kgu-journalist (03.09.2010)
Просмотров: 8809
Всего комментариев: 0

avatar
 
Яндекс цитирования Rambler's Top100                                                                                           
Рейтинг@Mail.ru
Copyright Copyright kgu-journalist © 2017
Сайт создан в системе uCoz