Интервью: определение, виды, структура, подготовка к интервью
В этой статье Вы узнаете основные моменты относительно интервью: определение жанра, его виды и структуру.
Интервью как жанр журналистики
Определение Интервью — особый информационный жанр журналистики, представляет собой диалог корреспондента и героя публикации. Иначе интервьюера и интервьюируемого. Интервью — жанр оригинальный, в связи с этим оно и оформляется особым образом. Тогда как заметка, расширенная информация несколько схожи (вопросы, подробности). В интервью вы записываете свой вопрос и дословно ответ героя. Но структура интервью включает и другие компоненты.
Виды интервью (классификация)
Информационное. В полной мере интервью получится информационным, если и интервьюер и герой будут делать акцент на вопросах: что? где? когда?
Аналитическое. Если интервьюер и его собеседник начнут «разворачивать» ответ на вопросы: почему? с какой целью? что это значит? и пр., то в результате может получиться аналитический материал.
Запомните: ответы информационного интервью не всегда могут быть лаконичными, тем не менее они преследуют одну цель: проинформировать читателя о предмете авторского интереса, а не проанализировать его. Это своего рода анкета.
Структура интервью Введение (шапка): обычно оформляется курсивом либо полужирным шрифтом. Здесь указывается: информационный повод, тема интервью, обосновывается выбор темы; сообщается фамилия, имя, отчество героя, должность, социальное положение. Собственно интервью — ваши вопросы, ответы героя. Вывод, завершение: формулировка основной мысли материала, идеи, ваши комментарии встречи. Этот элемент факультативен. Могут присутствовать и такие элементы интервью: биографическая справка, сообщение о достижениях героя, возможно выделены его мнения по каким-либо актуальным, интересным вопросам. (показать на примерах) Обязательный элемент интервью — фотография. Фото из семейного архива допускается лишь в том случае, когда вы рассказываете о своем герое, как о человеке. Если же вы беседуете с ним по какому-либо социальному вопросу, выясняя компетентное мнение специалиста (например, с брокером фирмы обсуждаете вопрос зависимости экономики России от курса доллара или с директором Департамента образования Архангельской области о проблемах школы), следует сделать свежий снимок. Следовательно, на интервью всегда берите с собой фотографа.
Как готовиться к интервью? 1. Договориться о встрече в удобное для вас и вашего героя время. Лучше на нейтральной территории. Героя обязательно предупредить о фотографии. 2. Заранее просмотреть информацию о вашем герое, чтобы не попасть впросак с вопросами и расположить его к себе (очень сложно завоевать симпатию человека). 3. Вопросы составляются заранее. Выстраиваются в определенном, логическом порядке. Возможно, во время интервью порядок нарушится, появятся новые вопросы, отпадут уже заготовленные. Здесь главное — держать нить беседы: вы должны вести героя, а не он вас. Помните, что у любого интервью должна быть тема. И вопросы этой теме должны соответствовать. Возможно также не встречаться лично, а, аккуратно оформив вопросы, передать герою. Затем забрать ответы на них. 4. Завизировать текст у героя, собеседника. 5. Диктофон обязателен, если это личная встреча. 6. Во время интервью ваш собеседник возможно захочет кое-что скрыть. Настаивайте на его ответе. Не нужно переубеждать собеседника, если вы не принимаете его точки зрения. 7. Гете заметил: «Каждый слышит то, что понимает». Чтобы не было ошибок, переспрашивайте, уточняйте. (Помните ли те фразы, которые мы записывали, говоря о достоверности и доверии читателей: «Верно ли я понял...», «Вы сказали, что...»? Какие еще фразы можно использовать? «Согласны ли вы с тем, что...», «Прав ли я, считая...») 8. Готовясь к интервью, помните еще, что сказал Лорд Морли. «В речи имеют значение только три вещи — кто говорит, как говорит, что говорит. И из этих трех вещей наименьшее значение имеет третье». Это к тому, что в интервью вам надо стараться передать особенность речи, мышления собеседника, раскрыть его перед читателями как специалиста и человека.