Среда, 13.12.2017, 23:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Неофициальный сайт журфака КГУ
Форма входа
Меню сайта

Категории каталога
Интернет-журналистика [37]
Новости журналистики [8]
Статьи по теории журналистики [35]
Заработок: Копирайтинг, рерайтинг, фриланс [29]
Жанры журналистики [28]
Журналистика для начинающих [30]
Практика журналистики [14]
Видео по журналистике и филологии [35]
Вакансии для журналистов и копирайтеров [16]

Друзья сайта

Сайты курских СМИ

Наш опрос
Зарабатываете ли Вы с помощью журналистики в Интернете?
Всего ответов: 1423

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

| Рейтинг: 4.7/3 |
Главная » Статьи » Жанры журналистики

Обзор СМИ как жанр, его разновидности
ОБЗОР СМИ

Слово "обзор” понимается в журналистике как описание, под­ведение итогов, рассмотрение, изучение. Говоря об обзоре СМИ. чаще всего имеют в виду изучение особенностей публикаций, лите­ратурной, творческой деятельности издания, теле- и радиопро­грамм или способ знакомства аудитории с публикациями с целью дать представление об их содержании, форме.

Исторически исходной формой обзоров СМИ был обзор печа­ти- Появление этого жанра связано с расширением круга газетной продукции, со стремлением разобраться в разнообразии газет и журналов, узнать, что они пишут, как и почему, и рассказать об этом читателю. По имеющимся сведениям, первоначально обзоры печа­ти составлялись отдельными исследователями, учеными с целью сформулировать свое представление о роли и возможностях прессы и жизни общества и познакомить с этим представлением своих совре­менников. Одним из первых такого рода обзоров (возможно, первым) является книга немецкого теолога Агасфера Фрича "Обозрение (или описание) новостей, которые именуются "Новые газеты" ("Новые временники"), и содержащейся в них пользы и бесполезности”, вы­шедшая в 1676 году в Германии. Рассуждения обозревателя о пользе и бесполезности публикаций и вообще газет выражены в комментариях к отрывкам, взятым из них. В дальнейшем обзоры появляются уже н;” страницах самих периодических изданий. Из истории российской журналистики хорошо известны обзоры печати, опубликованные на страницах многих газет и журналов, таких как "Современник”, "Отечественные записки”, "Русский инвалид”, "Куранты”, "Иск­ра”, "Новая жизнь”, "Звезда”, "Правда” и т. д. В советское время об­зоры прессы являлись одним из наиболее важных жанров.

 Этот жанр, как и другие, активно применялся для воздействия на инфор­мационную политику обозреваемых изданий. Обозреватели долж­ны были рассматривать все публикации и издания с партийной точки зрения, находясь на ее жесткой идеологической платформе. В оценке, например, какой-то газеты надо было исходить из того, как она помогает своей партийной организации в решении тех или иных вопросов, как освещает в связи с этими вопросами местную жизнь, как работает со своими внештатными авторами — рабкора­ми, селькорами, юнкорами. Автор обозрения должен был обратить внимание на уровень политической выдержанности публикаций, соответствие их курсу партии, на то, насколько точно умеет газета выделять главные направления хозяйственной деятельности обще­ства, исследовать их, находить передовой опыт и распространять его, насколько критичны и самокритичны публикации, насколько доказательны, аргументированны ее выступления, каков язык, стиль публикаций, какой отклик получают они у читателя, как бо­рется издание за действенность своих выступлений и т. д.

Обязательность выполнения обозревателем этих требований диктовалась той ролью, которую журналистика играла в жизни об­щества, являясь инструментом партийного воздействия на массы, партийного контроля за процессами, происходящими в обществе. Издания, публиковавшие обозрения, могли рассматривать только "нижестоящие” газеты и журналы- Центральная газета могла, напри­мер, критиковать все остальные издания, республиканская — об­ластные, районные, многотиражные, областная — районные и т. д.

В настоящее время обозреватели российских СМИ находятся в несколько ином положении, "субординации” изданий не существу­ет. Печать обозревает радио- и телепередачи, а телевидение и радио рассказывают о газетах и журналах. Идеологическая платформа, опираясь на которую, журналист может обозревать те или иные изда­ния, публикации, может быть самой разной. Политический плюра­лизм изданий ограничивается лишь плюрализмом целей, преследуе­мых их реальными владельцами. Изменение роли журналистики в обществе сказалось на характере реакции обозреваемых изданий на опубликованные обозрения. Эта реакция вообще стала необязатель­ной, Более того, автор обозрения может предстать перед судом по обвинению как минимум в нанесении морального урона, если, по мнению обозреваемых изданий, он их "обидел”. Эти и другие факторы ориентируют внимание обозревателей лишь на некоторые из тех аспектов деятельности СМИ, которые когда-то были только малой долей обрабатываемого ими "поля”. Типичные задачи, цели, кото­рые ставят при этом перед собой журналисты, влияют на формиро­вание определенных, относительно устойчивых видов обзора.

Обзор-презентация
В связи с тем, что очень большая часть населения из-за матери­альных трудностей не может приобретать три-четыре газеты, журна­ла, иметь радио, телевизор, как это было до перестройки, те издания, которые пользуются наибольшим спросом у населения, а также радио- и телепрограммы "берут на себя” задачу проинформировать людей о том, что пишут другие издания или что сообщают другие те­лерадиопрограммы. При этом обозреватели могут посвящать свою "презентацию” обзору новых изданий, только что появившихся на свет, или же рассказать о публикациях на страницах уже известных читателю газет и журналов. В первом случае в обозрении речь идет обычно о целом номере нового журнала, но иногда в нем могут рас­сматривать и несколько номеров издания. Цель при этом ставится одна — показать характер нового издания, его достоинства и недо­статки. Во втором случае автор обозрения старается познакомить ау­диторию с наиболее интересными, с его точки зрения, публикация­ми в разных изданиях. Чаще всего такие публикации отбираются обозревателем по одному ведущему признаку — степени сенсацион­ности. Чем сенсационнее публикация, тем больше у нее шансов быть включенной в обзор СМИ. Такие обзоры автор обычно начинает с главной сенсации. Это привлекает внимание аудитории к публика­ции. Затем излагаются другие новости.

Аналитическое начало такого вида обзора заключается в том, что автор пытается показать те глубинные причины, которые по­рождают "нестыкуемые”, на первый взгляд, сенсации, происходя­щие в разных сферах жизни общества. Именно этим обзор СМИ как аналитический жанр отличается от аннотации новостей, от их ин­формационной подборки.

Тематический обзор
Данный вид обзора посвящается освещению определенной темы. В настоящее время очень часто такими темами являются указы прези­дента РФ, законы, постановления, принятые Государственной Думой, правительством РФ, Советом федераций, новые назначения и отстав­ки в высших эшелонах власти, результаты очередных выборов, чрезвычайные происшествия, скандальные происшествия, преступле­ния и т. д. Все эти и другие подобные явления становятся централь­ным пунктом, вокруг которого и строится обзор прессы. Привлекая публикации из различных изданий, теле- и радиопередачи, автор стремится с их помощью представить аудитории полную картину события, познакомить ее с разными оценками, мнениями, пози­циями, занятыми СМИ по отношению к данному событию Такого рода обзор дает аудитории более-менее полное представление о причинах события, внутренних "пружинах” его, значении. Этот вид обзора содержит в себе черты аналитической публикации в более полной мере, нежели обзор-презентация.

Безадресный обзор
В безадресном обзоре, как и в тематическом, рассматривается одна или более актуальных тем, обсуждаемых прессой. Однако безадресный обзор обладает одной характерной чертой — отсутствием ссылок на конкретные обозреваемые издания, радио- и телепрограммы. Для авто­ра важно проследить за тем, как средства массовой информации в целом обсуждают ту или иную тему, к какому выводу приходят, какие оценки выносят. Иногда своей целью автор ставит выявление проблем, тем, которые на протяжении определенного времени <недели, месяца) в наибольшей мере волновали российскую или даже мировую прессу (подобного рода обзоры характерны, например, для газеты "Русская мысль”). При этом автор может достаточно обстоятельно комментиро­вать как сами заинтересовавшие прессу проблемы, так и особенности их освещения в прессе. Это в значительной мере сближает безадресный обзор СМИ с жанром обозрения. "Привязку” содержания обзора к СМИ автор обычно осуществляет обобщенным образом, например:
"Левая пресса считает.,.”, "Правая пресса России уверена.,.”, "Средст­ва массовой информации России обратили внимание на следующую проблему...”, "Как полагают некоторые газеты...”, "Вся мировая пресса выступила в связи с этим...” и т. д. Такого рода ссылки выгод­ны для автора тем, что они освобождают его от возможного упрека со стороны конкретных СМИ в искажении их позиции и т. п. При этом вид безадресного обзора позволяет автору проявить свое "глобальное видение” наиболее важных проблем, тем, привлекших внимание СМИ, высказаться по ним в нужном ключе.

В то же время аудитория имеет право относиться к таким обзо­рам как к личному мнению автора, которое не обязательно прини­мать во внимание.

При подготовке обзоров автору желательно придерживаться оп­ределенных правил. Первое — правильно определить цель своего выступления, очертить круг вопросов, которые надо осветить, вы­брать тему. Так, например, при написании тематического обзора важно установить, какое место данная тема занимает в "привлечен­ных” автором изданиях. Автору следует при этом обращать внима­ние как на крупные публикации, так и на небольшие по размеру, акцентируя внимание прежде всего на их содержании. Все это по­могает более точно оценить позицию того или иного издания по конкретному вопросу. В ходе изучения публикаций он может обна­ружить какие-то ошибки, опечатки и т. д. Если они имеют случай­ный характер, то их можно использовать только в качестве образ­ных деталей, но отнюдь не стоит строить на них свое выступление. Необходимо избегать излишних или необоснованных эмоций по поводу обозреваемых публикаций. Автор публикации, разумеется, имеет право выразить свое мнение по поводу того, о чем идет речь, но мнение это должно быть аргументированным, построенным на фактах. Иначе оно будет выглядеть неуместным, излишним.



Текст по книге Тертычного А.А. "Аналитическая журналистика"
__________
Также познакомьтесь с другими жанрами журналистики в разделе нашего сайта Жанры журналистики

Категория: Жанры журналистики | Добавил: kgu-journalist (03.09.2010)
Просмотров: 10141
Всего комментариев: 0

avatar
 
Яндекс цитирования Rambler's Top100                                                                                           
Рейтинг@Mail.ru
Copyright Copyright kgu-journalist © 2017
Сайт создан в системе uCoz