Пятница, 26.04.2024, 01:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Неофициальный сайт журфака КГУ
Форма входа
Меню сайта

Категории каталога
Интернет-журналистика [37]
Новости журналистики [8]
Статьи по теории журналистики [35]
Заработок: Копирайтинг, рерайтинг, фриланс [29]
Жанры журналистики [28]
Журналистика для начинающих [30]
Практика журналистики [14]
Видео по журналистике и филологии [35]
Вакансии для журналистов и копирайтеров [16]

Друзья сайта

Сайты курских СМИ

Наш опрос
Зарабатываете ли Вы с помощью журналистики в Интернете?
Всего ответов: 1475

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

| Рейтинг: 3.5/2 |
Главная » Статьи » Жанры журналистики

Статья как жанр и виды статьи
Перед Вами фрагмент из книги ученого А.А.Тертычного, исследователя жанров журналистики. Если Вы хотите узнать, что такое статья с точки зрения теории, какие бывают виды статьи и что их характеризует, этот материал поможет Вам.


СТАТЬЯ
Понятие "статья” произошло от латинского слова и означало первоначально то же самое, что и "сустав”, "член”, "часть целого”. Это объясняет, почему в журналистской практике отдель­ная публикация, будучи частью, например, всего текста газетного номера, может быть названа "статьей”. Поэтому сложилось так, что, пожалуй, за исключением коротких сообщений статьями называ­ют огромное число публикаций различных жанров. Но, когда речь заходит о вполне определенном жанре статьи, то под ней по­нимают публикации, анализирующие некие ситуации, процессы, явления, лежащие в их основе закономерные связи с целью опре­деления их политической, экономической или иной значимости и выяснения того, какие позиции следует занять, как себя вести, чтобы поддержать или устранить такую ситуацию, такой процесс. такое явление.

Короче и точнее статью можно определить как жанр, предназначенный прежде всего для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Аналитическое обсуждение предмета в статье должно быть проведено так, чтобы читатели могли, используя публикацию, размышлять далее над интересующими их вопросами. Таким обра­зом, можно говорить об особой функции статьи. Она состоит в том, что статья объясняет читателям как общественную, так и личную значимость актуальных процессов, ситуаций, явлений, их причин­но-следственные связи и таким образом инициирует их размышле­ния, действия, связанные с предметом отображения в публикации. Кроме того, она обращает внимание аудитории на те задачи, про­блемы, которые возникают в связи с описываемыми ситуациями, показывает, какие стратегические или тактические интересы име­ются у тех или иных участников этих ситуаций. Удачная статья со­здает реальное представление об актуальной ситуации, служит ос­новой для выработки идей, импульсов, предваряющих принятие практических мер. "Правильная” статья всегда связана с отображе­нием предмета вполне определенного характера.

Предмет жанра статьи можно увидеть как в тех противоречиях и проблемах, которые содержатся в актуальных ситуациях и процес­сах, так и в вытекающих из них задачах, в условиях их решения, упорядочения, в связанных с ними тенденциях, перспективах, законо­мерностях общественного развития.
В настоящее время в прессе существуют относительно устойчи­вые формы проявления жанра статьи. Основными из них можно считать такие:

Общеисследовательская статья
К этой группе относятся публикации, в которых анализируются общезначимые, широкие вопросы. Например, автор такой статьи может вести речь о направлениях политического или экономичес­кого развития страны или рассуждать об уровне нравственности, су­ществующем на сегодняшний день в обществе в целом, или о воз­можности союза церкви и государства, или о взаимоотношениях страны с зарубежными государствами, или о проблемах создания панславянской федерации и т. п.

Подобного рода публикации отличаются высоким уровнем обобщения, глобальностью мышления авторов. Цель общеисследователь­ской статьи — изучение различных закономерностей, тенденций, пер­спектив развития современного общества. В советской журналистике современной общеисследовательской статье соответствовала теорети­ко-пропагандистская статья, рассматривавшая те же глобальные про­блемы, но с позиций марксизма-ленинизма.

Практико-аналитическая статья
Она обращена прежде всего к актуальным практическим про­блемам промышленности, сельского хозяйства, предприниматель­ства, культуры, науки, образования, бизнеса, финансов и т. д, В этих статьях анализируются конкретные проблемы, события, действия, ситуации, связанные с практическими задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности, отрасли производства и пр. Автор практико-аналитической статьи ставит перед собой цель выявить причины ситуации, сложившейся в той или иной сфере производст­ва, на ряде предприятий, в социальной сфере и т. д., оценить эти ситуа­ции, определить тенденции их развития, выявить проблемы, стоящие на пути решения тех или иных практических задач, по возможности выявить пути эффективного разрешения этих задач, вынести на суд общественности какие-то конструктивные предложения.

Если автор общеисследовательской статьи мыслит такими кате­гориями, как "страна”, "мир”, "планета”, "общественное устройст­во”, "политика”, "экономика”, "благосостояние народа”, "цели правящей элиты”, "парламентское решение”, "международные договоренности”, "тенденции развития взаимоотношения стран”, "цивилизация”, то автор практико-аналитической статьи обраща­ется к категориям типа: "задачи обрабатывающей промышленнос­ти”, "парк машин”, "взаимосвязи предприятий”, "ситуация, сло­жившаяся в отрасли”, "план реконструкции завода” "прибыли АО”, "ценообразование”, "учреждение”, "предприниматели”, "атмосфе­ра в коллективе” и т.п.

Полемическая статья
Такого рода статьи обычно публикуются когда в обществе воз­никает спор по каким-либо значительным проблемам. Непосредст­венным поводом публикации полемической статьи обычно являет­ся выступление политических оппонентов, представителей "чужой” научной школы "еретического” религиозного течения, задевающее каким-то образом интересы автора будущей полемической статьи, его издания, выражающее оценки, представления, выводы, предло­жения, с которыми автор этой статьи, это издание согласиться не могут.

Цель полемической статьи, как правило, двоякая. Автор ставит перед собой задачу, с одной стороны — обосновать свою собствен­ную позицию по спорному вопросу, показать свое видение пробле­мы, причин ее возникновения, значимости, способов ее решения. С другой стороны, он пытается опровергнуть позицию своего оппо­нента. Это, естественно, не может не отразиться как на содержании приводимых фактов, примеров, так и на логической структуре ста­тьи. Используемые факты, примеры обычно подбираются таким образом, что они лишь подтверждают позицию автора. Он не может себе позволить, как авторы двух других видов статьи, приводить факты, примеры, которые противоречат его тезисам, не может при­менить к своему выступлению позицию философа, исходящую из того, что "жизнь есть борьба противоречий”. Его выступление должно быть не противоречивым — это, пожалуй, принципиальное требование полемической статьи.

Что касается логической структуры полемической статьи, то она формируется на базе доказательного рассуждения, на базе аргу­ментации в пользу главного тезиса автора выступления и на базе оп­ровержения тезиса, аргументов, демонстрации, содержащихся в вы­ступлении оппонента.

Наибольшую трудность при подготовке вызывают статьи, в кото­рых анализируются различные ситуации- Поэтому остановим наше внимание на некоторых аспектах подготовки статьи такого рода.
Первое, что должен сделать журналист, ~ добыть необходимую информацию. Начинается поиск с выявления конкретных действующих лиц ситуации. Определив их, далее следует узнать конкрет­ные ответы на следующие вопросы: что было (будет) предпринято и кем? К каким социальным группам относятся участники? Какие цели они преследуют? При каких условиях они действуют? Какие противоречия есть между общественными требованиями и личны­ми интересами участников? Какие проблемы возникают при этом? Как реагируют на это участники? Какие средства и методы приме­няют? С кем и против кого они действуют? Почему действуют так, а не по-другому? К чему это может привести? Что это значит для об­щества? Какие пути выхода из ситуации можно использовать?

Получив подобную информацию, автор может приступить к на­писанию статьи. Общие структурные требования к ней таковы. Любая статья должна обладать ясной концептуальной линией. Нель­зя, чтобы эта линия терялась в гуще фактов автор должен развивать четкую ясную мысль, чтобы разъяснить читателю определенную си­туацию, ее политическую, экономическую и другую сущность. Чита­телю должны быть понятны те методы, которые журналист применя­ет при оценке явлений- Это помогает аудитории правильно воспри­нимать значимость для себя общих событий, вырабатывать свою линию поведения, действий. В решении этой задачи журналисту по­могает соблюдение определенных методических установок. Одна из них заключается в том, что статья делится на три части: начало, глав­ную часть, заключение. Требования к началу статьи: в первой трети излагается экспозиция статьи, читателю дается актуальный повод уз­нать, почему данная ситуация анализируется, почему она важна для общества, почему ее надо разрешить. Поскольку понимание ситуа­ции зависит от того, насколько ясно осознаются актуальные пробле­мы и задачи, которые порождаются ею, то надо показать эти пробле­мы, задачи, их связь с ситуацией. Познакомив аудиторию с пробле­мами, задачами, условиями их возникновения в данной ситуации, автор далее может поставить вопрос о том, каким образом эти зада­чи , проблемы могут быть решены и в интересах каких сил, например:
"как задача А может быть решена в интересах В, если условия Д еще не созданы?” Или: "как задача А может быть реализована в интересах В так, чтобы не наступили последствия Е?” Конечно, в статье нельзя стереотипно использовать эти формулы. В содержательном и в язы­ковом отношении каждая конкретная статья должна быть полнос­тью оригинальна.

Поскольку любая ситуация содержит в себе внутренние проти­воречия, то это может вызвать определенные сомнения в правиль­ности, полезности, необходимости постановки какой-либо цели, задачи, поиске путей их решения. Поэтому можно сформулировать в прямой или косвенной форме соответствующий вопрос-сомнение и адресовать его аудитории. Подобный вопрос может быть дан не только в свернутой, но и в развернутой форме (как несколько во­просительных предложений). При постановке вопроса автор может сослаться на опыт, который в данных условиях чаще всего воспро­изводится. В главной части статьи автор может сосредоточить свое внимание на анализе тех факторов, которые помешали разрешить ситуацию, постараться выяснить, почему задача до сих пор еще не решена. Кроме того, он может показать, как, каким образом достичь цели или приблизиться к ней, какие конкретные шаги стоит предпринять для этого. Последовательность действий часто бывает довольно сложной, поэтому следует обратить внимание на то, чтобы не терялась нить рассуждений, чтобы публикация была по­нятной аудитории.

В сравнении с главной частью, в которой ситуация анализирует­ся, заключительная часть имеет синтезирующий характер. В ней может поясняться, что несет с собой изменение ситуации, какие силы задействуются, какие новые задачи и проблемы должны быть решены далее. В конце статьи могут быть также ссылки на то, что может сделать аудитория для изменения ситуации в лучшую сторону.

Текст по книге Тертычного А.А. "Аналитическая журналистика"
Категория: Жанры журналистики | Добавил: kgu-journalist (03.09.2010)
Просмотров: 45088 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
avatar
1 asa • 03:08, 24.08.2012
tongue

avatar
 
Яндекс цитирования Rambler's Top100                                                                                           
Рейтинг@Mail.ru
Copyright Copyright kgu-journalist © 2024
Сайт создан в системе uCoz