Пятница, 19.04.2024, 22:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Неофициальный сайт журфака КГУ
Форма входа
Меню сайта

Категории каталога
Интернет-журналистика [37]
Новости журналистики [8]
Статьи по теории журналистики [35]
Заработок: Копирайтинг, рерайтинг, фриланс [29]
Жанры журналистики [28]
Журналистика для начинающих [30]
Практика журналистики [14]
Видео по журналистике и филологии [35]
Вакансии для журналистов и копирайтеров [16]

Друзья сайта

Сайты курских СМИ

Наш опрос
Зарабатываете ли Вы с помощью журналистики в Интернете?
Всего ответов: 1475

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

| Рейтинг: 0.0/0 |
Главная » Статьи » Жанры журналистики

Жанры в теории и практике журналистики. Ч.2
<<<В НАЧАЛО СТАТЬИ  ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ (ч.3)>>>

Кит № 2. Жанр и творческая задача


Известна притча о двух каменщиках, каждого из которых спросили:

- Что ты делаешь?

- Ворочаю камни, будь они прокляты, - ответил один

- Я строю собор, - сказал другой.

Этот второй думал о цели своего труда. И он работал в другом жанре: не мучился, а творил.

У журналиста, конечно, тоже всегда есть цель. Даже не одна, а несколько.

Выполнить задание редакции.

Помочь герою добиться справедливости.

Продемонстрировать любимой свою гениальность.

Объяснить, кто виноват в случившемся.

Вставить фитиль коллегам.

Заработать гонорар, в конце концов!

Какая из этих целей сильнее всего влияет на определение жанра будущего произведения?

Та, которая формулируется прежде всего как информационная задача: "объяснить”. Объяснением по преимуществу занимается корреспонденция. И если объяснять придется конкретное законченное происшествие (а не перспективы развития, или, скажем, произведение искусства), то предметно-функциональные отношения сложатся в пользу именно указанного жанра.

Функция корреспонденции - ответить на вопросы "почему, в чем причина”, "кто виноват”. Функциональная обоснованность - второй кит, на котором держится жанр.

У жанра может быть несколько функций. Та же корреспонденция, например, в течение многих десятилетий использовалась для распространения передового опыта и проверки выполнения планов и обязательств. Но в основе неизменно оставалась все-таки информационная задача - выяснение причины (успеха или неудачи) в конкретном случае. Про обязательства газеты уже не пишут, а причинами всего происходящего по-прежнему интересуются.

Можно ли одну задачу решать разными средствами? Да. Целый ряд жанров используется, скажем, в целях полемики: статья, памфлет, реплика, открытое письмо… Однако у каждого из этих жанров полемическая функция - одна из возможных, дополнительных, а при этом имеется собственная основная специальность.

Статья, например, специализируется на постановке и решении проблем, поиске ответов на вопрос "что делать”? Функции других жанров распределяются таким образом, что с их помощью обеспечивается решение наиболее распространенных, "типовых” познавательных задач. Заметка сообщает новости и отвечает на вопрос "что происходит?”, репортаж показывает - как это происходит, корреспонденция - объясняет "почему”, интервью - "что об этом думает?..”, обзор и помогает представить положение дел в целом, обозрение - увидеть в этом целом перспективные тенденции… Вот почему так важно для газеты разнообразие жанров: при разделении труда все вместе обеспечивает полноту и всесторонность знания о "мире сегодня”.

Главные (информационные) признаки жанра остаются неизменными в течение столетий. Остальные более подвижны, но изменения их для жанра весьма чувствительны. Вот как это выглядит на практике:

У очерка кроме его постоянной информационной функции (о которой мы пока говорить не будем) имелась дополнительная социальная функция - наградная. Публикация очерка о человеке была равноценна помещению его портрета на доску почета, это было награждение славой. И читатели привыкли к тому, что в очерке дается пример для подражания…

Теперь представьте себе, что журналист обращается к участникам войны с просьбой вспомнить о самых тяжелых испытаниях, через которые им пришлось пройти.

- Я буду писать очерки, - говорит журналист. Люди, разрывая себе сердце, открывают душу - воскрешают в памяти страшное, мучительное, горькое… Все это записывается на диктофон и практически дословно входит в цикл очерков о войне. Журналист бережно сохраняет фактический материал, но выдвигает на первый план исследовательскую функцию очерка, а в качестве социальной задачи - не воспевание подвигов, а показ грязной, аморальной, бесчеловечной стороны войны. Участники предстают мучениками, жертвами или невольными соучастниками преступления, но отнюдь не героями.

Люди читают в газете: да, это наши слова, это правда… но какой обман! Разве это очерки? Очерки - это восхваление, прославление, а тут одно сплошное очернение!

Наградная функция снята - конвенция нарушена.

- Мы так не договаривались! - и считающие себя обманутыми и оскорбленными люди подают на журналиста в суд…

С функциями жанра шутки плохи.

Журналист может свободно выбирать для себя творческую задачу, но нужно точно знать, какой жанр предназначен для ее решения. Вы ведь не пользуетесь будильником для забивания гвоздя?

Кит № 3. Жанр как метод

Два этапа творческого процесса пройдено: предмет выбран, задача осознана, на очереди поиски способа ее решения. Но связь между предметом и функцией уже определила жанр; следовательно, "порядок осмотра мира” уже установлен.

Каждому жанру соответствует свой метод работы с информацией. Значит, жанр может подсказать, как надо действовать.

Не "кому звонить”!

Не "как добраться до места события”!

Не "что за чем писать”!

Нет, жанр подскажет только одно - какую познавательную операцию принять за основу.

Например, если тема - событийная, задача - показать, как это происходит, то жанр - репортаж, а метод работы в этом жанре - наблюдение.

Надо организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан эффект присутствия (читатель как бы сам видит происходящее). А лучший путь к этому результату - опять-таки наблюдение! Проверено опытом множества репортеров.

Знание нужного пути сокращает время на достижение цели. Для журналиста это выигрыш в оперативности. На самостоятельную разведку лучших путей уходят годы, и в результате чаще всего изобретается велосипед… Нет, выгоднее пораньше начать изучение жанров, причем изучать их именно как методы, как технологии умственной работы.

С информационными жанрами, предназначенными для новостного материала, проще - им соответствует наиболее освоенные способы собирания информации:

  • наблюдение,
  • расспрашивание,
  • чтение документов.

Аналитические жанры имеют дело с интерпретирующей информацией, и их методы ориентированы на основные логические операции:

  • индукцию и дедукцию,
  • установление причинно-следственных связей,
  • анализ (как рассмотрение с разных сторон, разложение на детали и подробности,
  • соотнесение общего с частным…

Эти жанры рассчитаны на проведение исследовательских работ: с их помощью -

  • ставятся и решаются проблемы,
  • выясняются отношения между личным и общественным
  • даются оценки продукции духовного творчества
  • осуществляется социальное прогнозирование и т. д.

Еще одна группа жанров даже выделится именно в связи со спецификой метода. В нее входят жанры художественно-публицистические, то есть такие, которые решают публицистические задачи методами искусства, используют для исследования действительности и обобщений возможности художественного образа. К этой группе относятся очерки, зарисовки, жанры сатиры.

Жанр определяет способ деятельности журналиста только в самых общих чертах - речь идет о направлении мысли, о "порядке осмотра мира”, но отнюдь не о конкретных приемах и поступках. Больше того, предполагается, что журналист, зная общий путь к цели, непременно постарается изобрести свой собственный ход, придерживаясь только основных ориентиров.

Попробуем осуществить это на практике.

Возьмем одну из самых острых тем нашего времени - тему детской беспризорности. Задача - узнать, что думают об этом педагог, добившийся высоких результатов в работе с беспризорными детьми. Раз нам нужно мнение авторитетного человека, значит, жанр - интервью. Метод: подготовить вопросы и побеседовать.

С кем побеседовать? Педагогов, имеющих значительные успехи в интересующем нас деле, к сожалению, пока мало. И они уже все на виду, о них писали, их интервьюировали… Перебираем возможные "ходы”. Педагог в милицейской форме? Было. Педагог в рясе, священник? Совсем недавно коллега из другой газеты нашел, обскакал… Зарубежная знаменитость? Трудно добраться… Кстати! Говорят, зарубежные светила до сих пор изучают опыт нашего Макаренко. И находят много ценного для современности… А почему бы не задать наши больные вопросы тому же Антону Семеновичу? Лично с ним не пообщаешься, поскольку он давно умер, но ведь остались целые тома статей, лекций, писем и даже "Педагогическая поэма”! И там наверняка не одно только социалистическое воспитание, там, возможно, есть и ответы на наши вопросы… Ответы, конечно, для другой, минувшей эпохи, однако не зря говорят, что новое - это хорошо забытое старое! Тут тебе, дорогой читатель, и новость, и польза, и удовольствие от неожиданного решения темы…

Итак, способ решения задачи все тот же - интервьюирование, задавание вопросов и получение ответов. Но с поправкой на оригинальный авторский "ход”: путем изучения (литературных) документов.

Как видно, верность методу не лишает журналиста свободы действий. Знание жанра даже определенным образом стимулирует попытки самостоятельно найти лучший для конкретного случая вариант, потому что указывает направление поисков.

 
<<<В НАЧАЛО СТАТЬИ   ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ (ч.3)>>>

Автор: Шибаева Л. Статья в помощь тем, кто начинает в журналистике самоучкой и хочет стать профессионалом. А также тем профессионалам, которые во все времена обучают новичков и внештатных авторов.
Источник
Категория: Жанры журналистики | Добавил: kgu-journalist (12.05.2010)
Просмотров: 3633
Всего комментариев: 0

avatar
 
Яндекс цитирования Rambler's Top100                                                                                           
Рейтинг@Mail.ru
Copyright Copyright kgu-journalist © 2024
Сайт создан в системе uCoz