Постоянство связей между определенным предметом, функцией и методом обеспечивает ту самую устойчивость формы, которая делает жанр узнаваемым даже при сравнении произведений, написанных разными авторами из разных стран и разных времен. Сходство композиции или, скажем, стиля может быть более или менее выраженным; сохраняется скорее некое "общее впечатление”… На самом деле в каждую форму впечатаны - как следы рук гончара в глину, принявшую форму сосуда! - следы общего творческого процесса по обработке информации.
Он повторятся множество раз, и результаты очевидно родственны, хотя и неповторимы.
"О несходстве сходного” - таков подзаголовок книги, в которой Шкловский изложил свою теорию жанра.
Фельетоны бывают похожи на все, что угодно. Есть фельетоны в виде сказки, статьи, басни, детектива, докладной записки. Рубрика - ремарка "фельетон” оказывается далеко не лишней, читателя как бы заранее предупреждают - не верь глазам своим! Это только внешне похоже на сказку (статью, детектив…), а по сути - фельетон. То есть предстоит тебе, читатель, познать некое социальное зло и подвергнуть его осмеянию… Фельетонистами изобретено бесчисленное множество художественных "ходов” к решению этой задачи. Но внутри столь же бесчисленных внешних форм непременно проглядывает общая для всех логическая фигура - парадокс. Без этого произведение может быть острым и критическим, но сатирическим быть не может. Борьба со злом будет вестись уже другими методами и в другом жанре.
Получается, что устойчива именно внутренняя форма текстов, написанных в одном жанре.
Внешняя форма в некоторых случаях тоже закрепляется надолго. Такие ее черты, как, скажем, разговорный язык в интервью, или наличие обращения в начале открытого письма, или употребление глаголов в настоящем времени, свойственное репортажному стилю - постоянны и легко узнаваемы. Но тот же репортажный стиль легко перекочевывает в корреспонденцию, с обращения к читателю (или к антигерою) может начинаться памфлет, разговорная речь "звучит” в колонках комментаторов… Подобные факты многочисленны, они служат аргументом для утверждений о "размытости” жанров - они, то и дело смешиваются, вбирают в себя чуждые элементы, видоизменяются до полной неузнаваемости.
И тут выплывает проклятый вопрос о чистоте жанра. Проклятый - потому что если идеальной чистоты жанра нет, то (с точки зрения дилетантов и дремучих практиков) "все позволено”.
Они могут, если, конечно, знают - и у Шкловского подходящую цитату найти:
"Мне кажется, чистых жанров вообще не существует, Правда, иногда какое-нибудь жанровое явление закрепляется как классическое, то есть канонизируется” .
Ну и что?
Классическим образцы представлены в хрестоматиях по газетным жанрам. "Порядок осмотра мира” в них четко соблюден, нагляден, удобен для изучения. Но лучшие журналистские произведения, написанные позже, действительно отличаются от классических образцов. "Чистыми” были бы жанры, неизменные в своем совершенстве. Не отражающие тех изменений, которые постоянно происходят в мире. Застывшие.
"Вообще же все жанровые явления (по Шкловскому) содержат в себе движения, и тем самым они противоречивы” [4].
Вот это действительно интересный вопрос: что и куда в жанровых явлениях движется?
Подвиды и гибриды
Прежде всего, конечно, движется сама жизнь.
Открываются новые предметные грани действительности.
Дополняются и усложняются информационные задачи.
Одни (не главные) функции жанров отмирают, выдвигаются другие.
К старым способам решения познавательных задач добавляются новые, зачастую заимствуемые по соседству - у науки, искусства…
Эти движения в каждом из жанрообразующих факторов серьезно изменяют жанр в целом, не "отменяя” его. Тогда речь идет уже о выделении особого вида жанра. Или о смешивании его с другими жанрами.
Процесс "гибридизации” был подробно показан В. В. Ученовой на примере репортажа. В начале 80-х гг. происходило заметное движение репортажа к аналитике. То есть, конечно, оставался и классический, информационно-событийный и познавательный репортаж. Но еще в 30-е гг. к нему прибавилась межжанровая форма - знаменитые репортажи А. Кольцова (”Три дня в такси”, "Семь дней в классе”), похожие одновременно и на очерки, и на статьи. А через полвека трудами Г. Бочарова, Ю. Роста, В. Черткова и других выделился уже особый вид репортажа - аналитический.
Термин, впрочем, не прижился; сегодня чаще говорят о "репортерском расследовании” Однако расследование - не жанр, расследование - метод, открывающий пути к нескольким жанрам: корреспонденции, проблемному очерку, статье… Ну, да дело не в названии, существенно, что лучшие репортерские силы двинулись в глубину, от созерцания к осмыслению происходящего в жизни.
Показывать, как протекает событие, теперь лучше удается телевидению. Глазами телеобъективов мы видим достаточно много подробностей… и нередко просто не успеваем осмыслить увиденное. Газетные репортеры сделали предметом своего внимания стоящее за событием явление. Или проблему. Или черту характера человека. (А это уже предметы других жанров, верно?) К показу прибавили обдумывание, объяснение (а это уже другие задачи).
В результате появились гибриды, которые сами авторы по привычке называли репортажами, а редакции нередко представляли как очерк. А один из лучших журналистов "Литературной газеты” А. Рубинов называл свои произведения по имени метода - "операциями”.
Он проводил исследовательские операции для изучения острых социальных проблем. На этом обычно специализируется статья, а в статье используются современные методы научного исследования. Рубинов применил метод, более свойственный естественным наукам - эксперимент. В процессе эксперимента ученый ведет наблюдение, и Рубинов, наблюдая, показывает читателю ход эксперимента как событие, то есть ведет динамичный репортаж, насыщенный зримыми деталями.
Увлеченный читатель легко приходил вслед за автором к анализу полученных данных и следил теперь уже за ходом рассуждений исследователя… Внешняя форма публикаций А. Рубинова - блестящих, оригинальных, остроумных - была ближе к репортажной, а логический стержень, на котором держался текст, соответствовал логосюжету статьи.
При этом сочетание разных жанров в "Операциях” А. Рубинова было настолько же гармоничным и естественным, насколько продуманным был процесс проведения операций. Совсем иначе выглядит слияние жанров в тех случаях, когда автор действует наудачу, "по обстоятельствам”, без ясной цели: в результате - эклектика, хаотично перемешанные фрагменты и элементы разных жанров, алогичность, пестрота стиля… Взболтать "коктейль из всего” - отнюдь не то же самое, что вырастить высокоурожайный гибрид.
Теоретический вывод был сделан В. В. Ученовой так: "Осознавая и творчески осваивая процесс развития жанров, важно не терять из виду, что за внешне наглядными метаморфозами жанров происходит многомерное сочетание, пересечение и взаимодействие методов журналистского познания, репортерского поиска, приемов исследования, и именно в этих, спрятанных в глубине строки, взаимодействиях обнаруживаются многие "секреты” эволюции традиционных жанровых форм”. [5]
В.В. Ученова подчеркивала жанрообразующую роль метода как решающую. Но будем помнить, что метод выбирается в зависимости от предмета и функции… Лет пять назад наблюдался бурный всплеск классического познавательного репортажа, аналитический же - краса и гордость крупнейших газет - как будто в землю ушел. Точнее - перешел (уже и внешне) в расследование - корреспонденцию, расследование - статью. Почему это произошло?
Время резко ускорило свой ход, события понеслись стремительно, не оставляя возможности глубоко обдумывать их. Открылись предметы, которые раньше не полагалось замечать, и репортеры кинулись в темные углы бытия - устраивать для читателя экскурсии по притонам наркоманов, салонам хиромантов, рынкам живого товара, подвалам моргов… Да и самому читателю, уставшему от проблем, интереснее стало глазеть со стороны, нежели участвовать в охоте за мыслью.
Но при этом мало-помалу начал воскресать очень старый гибрид "репортаж-очерк”, известный еще со времен Гиляровского, когда журналистские расследования углублялись не в социальный анализ, а в наблюдение человеческих типов и судеб. [6]
Жанр не застывает ни в одном из видов, не останавливается навсегда ни на одном из методов.
Потому что движется сама жизнь…
Самый большой жанр
Журналистское произведение - один из текстов на газетной полосе, в одном из публицистических жанров.
Но журналистское произведение - это и номер газеты, от названия до подписи редактора или редколлегии.
В каком жанре написан весь номер газеты?
Этот вопрос имеет смысл, если считать, что номер газеты существует как единое целое. Сложное по составу многожанровое, но вместе с тем и единичное, неповторимое произведение, обладающее собственной внутренней логикой, устойчивой структурой, определенной завершенностью. И построено это целое не по типу литературного сборника или альманаха, в котором всего понемногу, а скорее по законам сложной музыкальной композиции, в которой переплетаются темы и мелодии, перекликаются голоса различных музыкальных инструментов, прослушивается лейтмотив, соблюдается единство частей. Здесь лучше всего подходит, может быть, и немодное по нынешним временам, но точное ленинское сравнение - "концерт политической газеты”. Однако концерт все же жанр музыкальный, а нас интересует жанр журналистский.
Размышлять об этом не имеет смысла, если номера газеты лепятся из всего, что найдется, без плана и перспективных программ. Или в случае, когда газета переживает типологические изменения в виде ломки, в ней происходят резкие сдвиги, смещения. Но если редакцией при формировании номеров выполняется какая-то определенная общая задача (хотя бы - наиболее удобным для читателя образом разложить информационный товар), то у отдельного номера этой газеты есть собственный "общий” жанр.
Большой жанр. Макрожанр
Какую информационную задачу ставят перед собой общественно-политические газеты? Речь может идти скорее всего о совокупности многих функций, некоторые из них выделяются как главные. В соответствии с этим газета имеет свой набор наиболее употребительных жанров. У одной газеты в этом наборе преобладают информационные жанры, у другой - аналитические, третья стремится к всестороннему отражению и осмыслению действительности и расширяет жанровый диапазон до максимума. Устойчивый набор жанров служит одной из важнейших характеристик типа конкретного издания. Когда же речь идет об общественно-политических газетах вообще, о единой для них информационной задаче, типологической характеристикой оказывается уже не сумма отдельных жанров, а макрожанр.
В целом общественно-политическая газета стремится наиболее полно информировать читателей о состоянии социума, сложить из событий и фактов - картину окружающей действительности. И, поскольку читателю нужно в этой действительности ориентироваться, действовать, принимать решения, газета должна представлять общественную жизнь в движении, указывать читателю определенное направление.
Тогда, если предметом оказывается разносторонняя, объемная совокупность событий, фактов, мнений, явлений действительности, а функцией - формирование на этой основе картины жизни общества (в данном масштабе пространства и времени), определение тенденций развития, социальное прогнозирование - то получается, что газета делается в жанре обзора или обозрения. И чем ближе к обозрению, тем газета качественнее. В такой газете в качестве ключевых фигур журналистской "труппы” выделяются обозреватели, комментаторы, колумнисты, а секретариат занимается планированием и прогнозированием номеров гораздо больше, чем, скажем, дизайном или связями с полиграфией.
Есть газеты бульварные, предлагающие читателю много разной информации не для ориентации в "мире сегодня”, а для развлечения, щекотания нервов, привязывания к мелочам жизни и т.п. Такая газета может представлять собой одну большую сплетню, бесконечную "мыльную оперу” с постоянными персонажами - знаменитостями… Макрожанр у такого издания тоже есть, но не газетный, потому что чаще всего в подобных случаях притворяется газетой одна из более примитивных догазетных форм распространения массовой информации: "книжка (сборник) новостей” (news books), либо рыночный листок.
Впрочем, читатели таких изданий считают себя вполне и хорошо информированными "обо всем” и не знают, кто и когда назвал их "глотателями пустот”.
Для более образованного и интересующегося общественной жизнью читателя газета стремится приблизиться по "макрожанру” к чистому обозрению, то есть представить максимум фактологической, новостной информации без открытой интерпретации, сводя аналитику к выстраиванию связей между фактами, явлениями, проблемами дня - с тем, чтобы читатель, двигаясь по обозначенным направлениям, обнаруживал тенденции развития общества, был сам себе обозревателем.
Такой читатель просматривает (обозревает!) свежий номер газеты не просто в поисках отдельных интересных текстов. Выделяя наиболее важные, значительные новости и просто свои любимые рубрики, он одновременно схватывает и содержание газеты в целом. Ему не безразличен тип газеты, а значит, и ее макрожанр.
А для журналиста типом газеты обусловливается возможность писать в одних жанрах и очень редко обращаться к другим. От типа газеты зависит также выбор между "парными” жанрами, имеющими сходные предметно-функциональные характеристики, но рассматривающими предмет в различных масштабах -
между очерком и зарисовкой
рецензией и аннотацией
обозрением и обзором
фельетоном и сатирической репликой
информационной корреспонденцией и заметкой.
Работать преимущественно с более лаконичными или, наоборот, с более масштабными жанрами - решает "большой” жанр всей газеты в целом.
Основных публицистических жанров, включенных в учебники, около двух десятков.
Плюс всевозможные их виды и гибриды, в том числе "штучные” - бесчисленное множество!
Но и это еще далеко не все жанры, которые встречаются в газетах.
Добавим вполне журналистские жанры фотографии (портрет, репортаж, фотообвинение…) и публицистической графики (карикатура, плакат).
И увидим, что в газете есть еще много текстов, не относящихся к продуктам журналистского творчества.
На первых полосах встречается официальные документы - закон, указ, решения городской думы; на последних - материалы развлекательные, игровые, кроссворды и ребусы. А в самом конце номера - некролог. Для всего свои формы изложения.
Собственную группу жанров, текстовых и изобразительных, приводит на газетные полосы реклама.
У информационно-справочных рубрик - свои жанры: рецепты, полезные советы, лунные календари для садоводов…
На литературных страницах - стихотворения, рассказы, пародии, повести и романы с продолжением, жанры критики и библиографии.
И в собственных жанрах выступает наука (в основном, гуманитарная), политика, философия, религия… "Продукция” практически всех форм общественного сознания, попадая в поток журналистской информации, тоже становится явлением журналистики и оказывает влияние на публицистическую часть содержания газеты. Притом по-разному влияют на строение и стиль собственно журналистских текстов соседство философского эссе и соседство астрологического прогноза.
Нежелательным, например, считается влияние на публицистику со стороны официально-документальных текстов. Государственные документы и высказывания чиновников, управленцев всех рангов служат для прессы одним из основных источников информации. Не все газеты переосмысливают и пересказывают эти сведения на общелитературном языке. При низкой квалификации журналистов и при высокой нагрузке (в строчках) велик соблазн принести официальный документ на полосу в почти не измененном виде, выдать справку за информационную корреспонденцию, доклад за моноинтервью, протокол за проблемный отчет…
С ростом образованности читательской аудитории усиливалось влияние на публицистику со стороны науки, выступающей в своих, но родственных публицистике жанрах: теоретическая статья, обзор, исторический очерк и т.п. Вторая половина 80-х гг. вообще оказалась временем "докторской” публицистики - самыми читаемыми авторами тогда доктора исторических, экономических, философских наук. Журнальные публикации Г. Л…, Н. Шмелева, Т. Заславской, Л. Абалкина и других служили примером, задавали тон и газетной публицистике! А в начале 90-х гг. науку резко потеснила религия (жанров множество - от пасторского послания и богословского трактата до проповеди и церковного календаря и оккультизм (заговоры, гороскопы, пророчества магов и экстрасенсов). Массовое сознание как бы попятилось назад, к боле архаичным формам, при этом не мог не измениться общий "порядок осмотра мира”.
Очень заметны изменения… в пользу беспорядка.
В журналистику хлынуло взбаламученное общинное сознание, где смешиваются, приспосабливаясь к возможностям и потребностям улицы, пережеванные сведения из СМИ, древние суеверия, житейские подробности, сплетни, слухи, обрывки городского фольклора… Пришли устные жанры - анекдот, читательский "рассказ-быль” (”случаи из жизни” собирают и публикуют сейчас очень многие местные газеты. Крупные издания, претендующие на статус качественных, в течение двух-трех лет отдавали тому хаотичному, пронизанному иронией стилю повествования (и мышления!), который называется "стебом” [7]. Местные общественно-политические газеты и по сей день увлекаются ни к чему не обязывающей болтовней на все темы сразу, а бульварные - прямо-таки захлебываются стебом. Бывшие молодежные (”Московский комсомолец”, "Комсомольская правда”) все же пытаются соблюдать пропорцию между тем же стебом и публицистическими материалами для серьезного читателя.
—————— 1. В.Б. Шкловский. Тетива. О несходстве сходного. М., 1974. Собр. Соч. Т. 3, с. 755. 2. Там же. С. 755 3. Там же. С. 762 4. В.В. Ученова. Метод и жанр: диалектика взаимодействия. //Методы журналистского творчества. М., 1982. С. 89. 5. Там же. 6. См. Станько А.И. Журналистские расследования. Ростов-на-Дону, 1997. 7. Это сленговое название уже стало официальным термином… <<<В НАЧАЛО СТАТЬИ<<<ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА (ч.2)
Автор: Шибаева Л. Статья в помощь тем, кто начинает
в
журналистике самоучкой и хочет стать профессионалом. А также тем
профессионалам, которые во все времена обучают новичков и внештатных
авторов. Источник
__________
Также познакомьтесь с другими жанрами журналистики в разделе нашего сайта Жанры журналистики.
У нас вы найдете описание всех существующих жанров журналистики,
теоретические выкладки ученых, посвященные различным жанрам. Мы
стремимся собрать наиболее полную коллекцию статей про журналистские
жанры.