АРПП проанализировала ситуацию на рынке продаж периодической печати,
сложившуюся в первую декаду наступившего 2010 года. На фоне снижения
покупательской активности, что объяснимо, в точках продаж прессы
наблюдалось значительное сокращение ассортимента газет и журналов,
предлагаемых населению. В период с 1 по 10 января поставщики такого рода
продукции радикально изменили графики выхода своих изданий.
По сравнению со стандартной рабочей десятидневкой поставка изданий
в торговую сеть упала — по наименованиям на 89%, по тиражам на 80%.
В первые дни нового года практически отсутствовали в розничной
продаже газеты из-за прекращения выпусков. Если в другие периоды
в ассортимент киосков входит порядка 165 наименования газет, то в первой
декаде 2010 года в Москве выходило только 4. Существенно сократилось
количество выпусков и еженедельных изданий. Так, вместо
150 наименований, поступающих обычно на прилавки киосков, читатель мог
выбирать только из 24 наименований, появившихся в продаже в начале
нынешнего года. Та же участь постигла и ежемесячные журналы, доставка
которых в розничные торговые точки сократилось — с 52 в обычные периоды
до 11 в первой декаде этого года.
Подобная практика неудовлетворительного насыщения торговых сетей
периодическими изданиями, естественно, не могла не отразиться
на продажах. Выручка киосков в эти дни сократилась в
3-4 раза.
Малым утешением продавцам прессы могут служить комментарии
специалистов, по оценкам которых, в новогодние каникулы российская
экономика в целом недополучила от 700 до 750 млрд. рублей. Масштаб цифр
впечатляет. Однако распространителей, прежде всего, волновало то, что
торговать было практически нечем, доходность и, так-то малорентабельного
бизнеса, резко упала. Вместе с тем за аренду, свет платить надо,
да и киоскеров не оставишь без зарплаты.
Можно предположить, что и издателям не выгоден подобный график
работы, которые всё больше ориентируются на потребителей, а не на сбор
рекламы. Хотя им всё-таки легче преодолеть эти трудности, имея
определённый запас прочности в виде средств, полученных за подписку
и от размещаемой в изданиях рекламы, особенно в урожайный в этом смысле
декабрь месяц.
Все эти факты не остались без внимания медиасообщества, о чём
свидетельствуют высказанные в беседах соображения экспертов рынка.
В частности, с горечью констатируется, что первые две недели 2010 года
простаивали редакции, типографии, издательства. Киоски прессы, правда,
работали, но вяло торговали залежалым информационным товаром.
Информационное пространство России в той части, которая
подпитывается печатными СМИ, тоже увяла. Псевдорешения в виде сдвоенных
номеров некоторых изданий проблему не решали, будучи своеобразной
информационно-развлекательной обманкой.
По мнению собеседников, отрасль печатных СМИ в праздничные каникулы
должна работать. Это было бы полезно для потребителей, для бизнеса, для
экономики в целом. Подчёркивалось, что в мире, где всё меняется
в невиданном доселе темпе, печатным СМИ необходимо постоянно доказывать
свою состоятельность без перерывов на каникулы.
В развитие этой темы предлагалось ввести для многих изданий чёткий
график выхода, невзирая на субботы и воскресенья. Выражалась
уверенность, что продажи изданий с чётким графиком выхода со временем
возрастут. Кроме того, читатель будет ориентироваться в дате выхода
свежего номера. В результате и старый номер не залежится, и новый будет
ожидаем.
Ассоциация распространителей печатной продукции поддерживает
высказанные экспертами рынка оценки и предложения по модернизации рынка
печатных СМИ, в том числе и в плане упорядочения графиков выхода газет
и журналов, включая и праздничные дни.
Источник: АРПП
|