По книге В. Олешко "Журналистика как творчество".
Журналист – это литератор в спешке.
Из американского юмора
Творческие способности
к журналистской деятельности связаны с ее мотивацией (интересы и склонности), с
темпераментом личности (эмоциональность), умственными способностями.
Следовательно, мотивы творческой деятельности во
многом взаимосвязаны с особой «системой координат», на которой у каждого
индивидуума в некоей последовательности представлены элементы индивидуального
творческого мышления (исходя из природных, генетических и ряда других
особенностей).
Такие, к примеру, как видение новых проблем в
стандартных условиях, видение новой функции знакомого объекта, умение видеть
альтернативу решения, умение комбинировать ранее известные способы решения
проблемы в новый способ и ряд других.
Человек воспринимает обычно в потоке внешних раздражителей лишь то, что
укладывается в эту «систему координат» уже имеющихся знаний и представлений, а
остальную информацию бессознательно отбрасывает, не замечая и не оценивая ее
должным образом.
Специфика журналистского мышления. Она, как свидетельствуют результаты наших опросов
журналистов-практиков, определяется самими носителями профессии, прежде всего,
как «алогичная», то есть «не всегда и не все понимают, почему журналист
обращается именно к данным фактам», «что побуждает его проявлять специфический
интерес к явлениям, которые на обыденном уровне не вызывают у сталкивающихся с
ними людей особых интеллектуальных усилий».
В теории журналистики, как правило, определяли и
определяют специфику журналистского мышления лишь на основании
общетеоретических выводов; не менее интересен, на наш взгляд, подход, при
котором мы будем, опираясь на результаты нашего исследования и суждения самих
практиков, говорить о том, что журналисты выделяют как технологически
«продуктивные» показатели.
Прежде всего следует, видимо, сказать о так называемой
способности к «сцеплению», то есть к объединению новых сведений с уже
имеющимся багажом знаний. Так, более половины опрошенных нами журналистов
(напомню, что всего участвовало в исследовании около трехсот человек) отметили,
что в практической деятельности в редакции у них отсутствует возможность
специализироваться на какой-то одной узкой теме, а более 40 процентов из числа
всех ответивших вообще убеждены, что для сегодняшней журналистики не характерен
принцип узкой специализации работников СМИ. Всякое мышление включает в себя
функцию получения нового знания путем выведения из знания уже имеющегося. Но
широта предметного поля в журналистике обуславливает
концептуально-ориентировочный (термин Р.Г. Бухарцева) характер специальной подготовки
журналиста, когда вершинные знания изучаемого предмета (порой мы путаем их с
«верхушечными» знаниями) дают ему своеобразный ключ к пониманию, оценке той или
иной проблемы или ситуации.
Что касается «авторских технологий» стимуляции
подобной деятельности, то здесь можно выделить два подхода. Во-первых, подбор
«концептуальных материалов в личном архиве». Около трети ответивших сообщили,
что именно подобного рода книги, вырезки и копии, выписки и т.д. хранятся у
них. Подбор чаще всего определяется принципом «то, что дает идеи, а не
конкретную информацию». И, во-вторых, фиксирование каким-либо образом (в личном
дневнике, блокноте, а примерно каждый двадцатый из ответивших осуществляет
сегодня эту работу на специальных компьютерных файлах) эксклюзивно полученных
сведений, личных впечатлений, размышлений по какому-то поводу и т.п.
Разумеется, фиксирование не «для истории», а по какой-либо системе, помогающей
при необходимости быстро найти этот исходный материал и применить его в
повседневной практической деятельности.
Высокая мобильность журналистского мышления,
подвижность умственной ориентировки личности предполагают и цельность
восприятия. Людям сугубо логического склада ума, тем, чья профессия
предполагает «мыслительный» характер повседневной деятельности, свойственно как
бы дробить предмет восприятия, детально изучать, а уж затем, по выражению
знаменитого физиолога И.П. Павлова, пытаться «оживить» для мыслительной
деятельности. Журналист же чаще всего понятийное и образное начало
диалектически соединяет. Происходит это непроизвольно, таким образом проблема
или ситуация словно бы вписывается в более широкие контексты.
У большинства из участвовавших в нашем опросе
журналистов, как правило, существовали свои подходы к анализируемому явлению.
Но почти каждый второй вместе с тем отметил, что, допустим, при подготовке
проблемного материала «главное – найти точный образ того, о чем собираешься
писать или рассказывать». Еще более показательно это, конечно, для таких
жанров, как очерк, фельетон. Но понятие «образ» в данном случае не
подразумевает (или не только подразумевает) так сказать
художественно-выразительное его значение. Образ – это еще и «упрощенное для
себя понятие», и «то, как я вижу развертывание ситуации, процесс», и «та
тональность, которая, в конечном итоге, определит суть моего материала».
То есть можно сделать вывод:
эмоционально-образная окраска неких абстрактных (в
силу поверхностности знания сути предмета) схем и понятий существенна не только
для передачи журналистом всего комплекса информационно-логических связей, но
важна и для стимуляции самого процесса творческой деятельности.
Кстати говоря, психологи на основании многолетних
исследований, экспериментов доказали, что для категории «художественных»
профессий, по сравнению с категорией «мыслительных», характерен, например,
повышенный эмоциональный слух, преобладание метафоричности и сюжетности
ассоциаций, повышенная коммуникабельность, преобладание экстраверсии и т.д. Все
это зафиксировано на уровне конкретных показателей и имеет под собой совершенно
определенную психофизиологическую основу.
Гибкость мышления, иначе говоря, способность легко переходить от одного класса явлений к
другому порой, достаточно далекому по содержанию, также является одной из
примечательных характеристик для людей этой профессии. У журналистов он тесно
связан с так называемым боковым мышлением, лучше всех которое
охарактеризовал французский психолог Сурье, писавший: «Чтобы творить – надо
думать около». В нашем исследовании мы, помимо традиционных тестов «на
сообразительность» (решаемость задач которых, по сравнению с контрольной
группой, состоящей из людей «нетворческих» профессий, как правило, превышалась
журналистами более чем на шестьдесят процентов), проводили эксперименты на
способность увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию. Причем
таковой для участников чаще всего была информация, приобретенная, усвоенная в
результате собственной профессиональной деятельности, полученная от ближайшего
окружения, то есть, строго говоря, не всегда точная, полная, но позволяющая
«пойти» по достаточно нетрадиционному пути. Специфичным было и то, что знания
из области точных наук, естественнонаучных дисциплин использовались
журналистами обычно в метафоричной форме или как ссылка на авторитетное мнение.
Легкость генерирования идей является еще одной важной составляющей творческой
личности. Повседневная деятельность в сфере средств массовой информации
предполагает достаточно напряженный ритм, причем журналист в силу специфики
своей работы вынужден охватывать и объяснять несметное число разнородных
фактов, явлений, соединять понятия и т.д. и т.п. Нередко именно он (может быть,
даже в какой-то мере интуитивно) описывает явления, становящиеся
своеобразным фундаментом для общетеоретических исследований. Особенно это
примечательно для последних лет, когда часто в СМИ «обкатываются» или
прогнозируются многие экономические, политические, юридические модели
деятельности.
По мнению участников нашего опроса, это происходит
чаще всего потому, что «в меру «поверхностные» представления журналиста о том
или ином явлении действительности понятнее аудитории»; «журналист, не
обремененный грузом стереотипов, взаимных обязательств, разного рода
условностей, выступает в роли человека со свежим взглядом»; «он зачастую
выполняет обязанности некоего третейского судьи, оценивающего ситуацию на
уровне здравого смысла». В связи с этим важна и способность к оценочным
действиям, а по-другому говоря – к выбору одной из многих альтернатив.
Способность к ассоциативному мышлению, умение сближать понятия легче всего рассмотреть на примере
остроумия. Конечно же, оно свойственно многим журналистам, особенно в
письменной речи, но мы в своих экспериментах попытались выявить особые
способности журналистов к ассоциативному мышлению, анализируя проводимые
интервью. Так, в пяти экспериментальных группах журналистов, в которые входили
по пять представителей периодической печати и электронных СМИ, мы проводили
следующий тест: через короткий промежуток времени зачитывали отрывки из десяти
различных журналистских интервью, проводившихся работниками местных и
центральных периодических изданий, радио и телевидения. Затем просили
испытуемых записать как можно быстрее пять любых слов, ассоциирующихся у них с
данным текстом, и тут же пять, которые, как им кажется, могли бы логически
продолжить смысловой ряд в следующем сразу же по тексту отрывке данного
интервью. Таким образом, 50 из более чем 200 участвовавших в эксперименте
журналистов назвали пять тысяч слов.
Затем тот же самый ассоциативный эксперимент мы
проводили с участниками из нескольких контрольных групп: школьниками,
студентами философского факультета университета, представителями «нетворческих»
профессий (точнее, тех, кто не связан с ежедневной работой над словом).
При обработке полученных данных мы подсчитывали слова,
сгруппированные относительно одной идеи или одного объекта. К примеру, интервью
с Леонидом Ярмольником «уложилось» у группы «нежурналистов» всего в две
тематические группы – «развлечения», «киноискусство», у «журналистов» – в пять:
к вышеназванным добавились еще «яркая личность», «сценография», «звездная
болезнь». А вот интервью с Муслимом Магомаевым, соответственно в четыре и
девять групп. Многое, кстати, зависело и от профессионализма автора. Так,
разрыв между «лидером», чье интервью вызвало наибольшее число ассоциативных
связей, – Владом Листьевым и «аутсайдером» – местным журналистом, был огромным
– в 12 тематических групп. И именно в этом случае показательным было
качественное и количественное различие (в среднем в 2–4 раза) процессов
свободного течения ассоциаций.
То есть на основании этих результатов можно сделать
вывод, что способность к ассоциативному мышлению является достаточно четким
показателем, характеризующим в целом предрасположенность человека к
журналистскому труду. Этот вывод тем более важен, что в традиционной психологии
большое количество группировок нередко связывается со случайностью образов,
возникающих в сознании.
Наш же эксперимент свидетельствует, что в группе
«журналистов» эти образы были объединены метафорическими связями, в отличие от
результатов группы «нежурналистов». И еще. «Журналисты», как правило, на 80
процентов «улавливали» логический смысловой ряд, который характеризовал
следующий по тексту авторский отрезок интервью. «Нежурналисты» же в подавляющем
числе случаев (их показатель был равен лишь 12 процентам), что называется,
уходили в сторону от авторской логики. Как нам кажется, данная методика и
подобный подсчет позволяют дать дополнительную характеристику внешней или
внутренней направленности сознания, а также могут быть использованы при
профессиональном тестировании работников СМИ и абитуриентов, поступающих в вузы
творческого профиля.
Что же касается более привычного анализа способности
творческой личности к ассоциативному мышлению через понятие «остроумие», то, мы
думаем, здесь больше известного. На этом принципе зиждутся многие анекдоты,
бытовые шутки, меткие высказывания. Самый распространенный прием –
использование многозначного слова или неожиданной концовки.
Но еще А.С. Пушкин заметил, что «остроумием называем
мы не шуточки, столь любезные нашим веселым критикам, но способность сближать
понятия и выводить из них новые и правильные заключения».
Мера смысловых расстояний между понятиями – количество ассоциативных «шагов».
По-настоящему творческий человек постоянно стремится их сокращать в
мыслительной деятельности, зачастую даже неосознанно. Чем быстрее это удается в
поиске переходных понятий при работе, допустим, над письменной речью в
массово-коммуникационном творчестве, тем ярче и неожиданнее они будут, тем больший
потенциал журналист сможет продемонстрировать.
Следовательно, речь нужно вести о конкретных
технологиях творческой деятельности журналиста. _______________________________ На нашем сайте Вы найдете множество статей по теории и практике журналистики, курсовые и дипломные работы, раздел с видео, тексты. |