Четверг, 21.11.2024, 12:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Главная | Скачать | Регистрация | Вход
Неофициальный сайт журфака КГУ
Форма входа
Меню сайта

Категории каталога
Лекции [16]
Тексты по журналистике и л.критике [10]
Краткие тексты по литературе [5]
Книги по журналистике [28]
Списки вопросов и текстов [19]
Стилистика и русский язык [9]
Полные тексты по литературе [14]
Требования к курсовым и дипломам [4]
ГОСы [4]
Курсовые, рефераты, дипломы [27]

Проект от разработчика
обои бесплатно


Друзья сайта

Наш опрос
Зарабатываете ли Вы с помощью журналистики в Интернете?
Всего ответов: 1477

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Лекции

Историческая грамматика русского языка
[ Внимание! Все материалы размещены только в учебных целях. Если вы по каким-то причинам выступаете против размещения этих материалов, сообщите об этом нам, и мы удалим файл. ] 04.03.2009, 13:48
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА
лекции

Введение

предмет и задачи курса - основные сведения по истории предмета - методы изучения истории языка

Историч. грамматика р. языка - наука о развитии фонетической, морфологической, лексической и синтаксической систем р.я. по их внутренним законам ( т.е. история р.я. ).
Итак, мы будем изучать историю русского языка в развитии ( ! ), его внутренние тенденции ( !! ), язык как живой, во всей совокупности его диалектов ( !!! ).

Задачи курса "ИГ":
1. Изучение важн. законов развития р.я.
2. Помощь в осознаном подходе к фактам с.р.л.я.
3. Умение анализировать язык.явления как в л.я., так и в говорах.
4. Умение видеть отраж. различ. языковых явлений в памятниках письменности.

А теперь - о приятном. " .. я давно перестала питаться людьми" ( Н.Н.Щербакова )
Задачи научной дисциплины "ИГ"
1. Определить тенденции развития всех ярусов языка.
2. Провести "анализ" языка памятников письменности и ( 3 ) диахронический анализ фактов с.р.я.
4. Исследование связи развития языка с историей народов.

основные сведения по истории предмета

Наши герои:
Ломоносов М.В. - его труды "зачали" ИГ как научную дисциплину. Он установил факт родства меж р.я. и др. славянскими языками, меж славянскими и европейскими языками и установил различие меж русским и "словенским" ( т.е. старославянским ) языком, а так же определил группу памятников письменности, отразивших историю р.я.
Среди трудов Ломоносова можно выделить "Российскую грамматику", "О пользе книг церковных в российском языке", "О России прежде Рурика"
В 19 в. - бурное развитие ИГ.
А.Востоков изучал др. рукописи и первым издал Остромирово Евангелие, предложил новую периодизацию истории р.я., установил звуковое значение юсов и еров.
Светило №2 - Измаил И. Срезневский - установил особенности д.я. в момент его обособления от других славянских языков; издавал памятники письменности, собрал материалы для словаря д.р.я.
Светило №3 - Федор И. Буслаев - выдающийся методист, профессор м.г.у; основоположник ИГ ( "Опыт ИГ р.я.", 1858 ).
Ученики светила №3 - Ивашка Соболевский ( собиратель фольклора ) и А.Шахматов ( любитель диалектологии ).
Также этим занимались Николай Дурново ( см. стихотворение Евгения Шварца "По улице шел гражданин Дурново" ), Сергей Петрович Обморский, Лева Якубинский, Витя Борковский, Петя Кузнецов, Клава Горшкова.
Зарубежная славистика:
Ежев Ягич ( Сербия ) - 1 дорожка;
Борис Унбегаун ( ? ) - 2 дорожка;
Валя Кепарский ( Германия ) - 3 дорожка;
Макс Фасмер ( Германия ) - 4 дорожка.

методы изучения истории языка

Речь идет о симе - сравнительно-историческом методе с его приемами внешней и внутренней реконструкции ( внутренняя реконструкция - сравнение данных одного языка для установления к.-л. языкового факта, внешняя реконструкция - использование данных родственных языков для установления к.-л. языкового факта, - крутой, ср. лит. krantos ( берег ), у - восходит к сочетанию типа *on.

периодизация истории развития р.я.

Учитывает два фактора: историю народа - языконосителя, внутренние законы развития самого языка. С их учетом выделяем сл. периоды:
1. Праславянский язык ( группа диалектов ), эпохи:
- ранняя ( р.э. )
- поздняя ( п.э. )
Для р.э. характерны закономерности:
а ) утрата гласными кол. различий;
б ) закон слогового сингармонизма
Для п.э. -
закон открытого слога.
2. Формирование трех диалектн. слав. "зон" ( до 8 в. н.э. )
3. Древнерусский язык.
Кстати, изучение языка в динамике предполагает обращение к определенным синхронным срезам, т.е. к небольшим промежуткам времени, в течение которых происходили те или иные языковые процессы.
а ) середина 10 в. - деназализация носовых;
б ) середина 11 в. - вторичное смягчение согласных;
в ) середина 12 - 13 в. - падение редуцированных и лабиализация глас. звука [ e ].
г ) процессы, которые начались в древнерусский период и закончились в старорусский ( аканье, отвердение шипящих и "ц", исчезновение звука [ ě ], появление мягких г, к, х.
4. Старорусский язык ( 15 - 17 в. ), завершение процессов 4 синхр. среза.
5. Формирование языка русской нации ( с 18 века ).
6.С.р.я. ( от Пушкина до наших дней - в широком понимании )

Историческая фонетика, звуковые процессы праславянского языка, их отражение в д.я. и с.р.л.я.

И.ф. - изучает основные законы развития звуковой системы языка с древних времен до «наших дней». В и.ф. Принято выделять два раздела: доисторический ( дописьменный ) и исторический ( с середины 10 в. ).
Все звуки с.р.л.я. с точки зрения происхождения делятся на три группы: монофтонгического, дифтонгического происхождения и двоякие. Так, напр., звуки – монофтонги возникли в р.э. из-за утраты гласными колич.различий.

*ā - А
*ō - А

*ă - О
*ŏ - О

*ĕ - е
*ū - ы

*ŭ - Ъ - о

*ī - И

*ĭ – Ь - е

*ē – е

В праславянском языке наблюдалось чередование гласных *о, i, e ( оно было количественным ), в древнерусском – а, о, и, ь, ĕ, е ( напр., забирать – забрать – заберу – сбор, то же в кос – кас, гор – гар и др. )

Но есть еще гласные дифтонгического происхождения! Это «у» и двоякие ребята «и» и «ĕ», и а:

звуковые процессы, связанные с законом открытого слога

Монофтонгизация – превращение двух слогов в один. В праслав. период слогообразующим звуком мог быть монофтонг ( гласный ), дифтонг ( сочетание гласных звуков, один из которых неслоговой ) и дифтонгоид ( сочетание гласный и согласный ).
Преобразование дифтонгов и дифтонгоидов связано с третьим этапом существования праязыка, с з.о.с ( следствием т.в.з ). При этом термин «з.о.с.» указывает причину возникновения т.в.з. в языке. В результате словообразовательных процессов в п.я. накопилось критически большое количество закрытых слогов, начал действовать з.о.с. ( или з.и.с. - закон «идеального слога» ).
После з.о.с.а монофтонгизация зависела от занятой дифтонгами позиции:
перед гласными – сохранялись оба звука, перемещалась слоговая граница и *ĭ переходил в «иот», а *ŭ – «в»;
перед согласными ( или в конце слова ) он монофтонгизировался: *ŭ - «у», *ei - «и», *ai, *oi – ĕ, *ai, *oi – у, напр.
*slaua – слава,
*slautei – слути ( слыть ).
Монофтонгизация привела к появлению некоторых чередований в р.я., ср. пить, поить, в д.я. пити – поити – и // oi. В п.э. В связи с з.о.с.ом происходили чередования дифтонгов *au, *ou, *eu c ū и *ŭ. Отсюда чередования:
в д.я. aв, ов, ев // ъ // ы,
в с.р.л.я. aв, ов, ев // о // ы.
Дифтонгизации подвергались гласные и носовые. С плавным гласные не дифтонгировались ( артикуляция не позволяла ).
*zvonos – звонъ,
*zvonkos – звук,
перед согласными эти ребята превращались в носовые.
*en, em, in,im там же переходили в «е носов», затем – в «а»,
напр.,
занять – заем – занимать,
смятение – смута.
Если а // у, то оба они – носового происхождения.

Сочетания «гласный и плавный» тоже трансформировались. Их было два вида:
№1 гл. верх. подъема и плавный:
*ur, *ul, *ir, *il
№2 гл. неверхнего подъема и плавный
*or, *ol, *er, *el
Их судьба была различнойё
№2 в позиции перед гласным во всех славянских языках сохраняются, напр.,
*boriba – борьба, а между согласными они трансформируются.

Юг запад восток
*tort трат трот торот
*tolt тлат тлот толот
*tert трет трет телет
*telt тлет тлет телет

А теперь – серьезно.. дифтонгические сочетания «гласный и плавный» трансформировались по-разному:

Юг восток запад
*gorda града города groda
*volos власъ волос vlos
*dervon древо дерево drevo
*melhon млеко молоко meleko

Сочетания ра ла ле ре возникшие на месте праславянских ор ол ел ер называются Неполногласием, «оро», «оло», «еле», «ере» - полногласием. Случайные совпадения: трава и др. Полногласия имеют определенный внешний вид, и все это
- должно быть в положении между согласными;
- должно быть в пределах одной морфемы;
- соттветствовать друг другу,
напр., колос – есть сочетание «оло», похожее на полногласие, между согласными, в пределах одного морфа, соответствует сочетанию «ла» ( «клас» ).
В случае сочетаний «ор», «ол» в позиции начала слова перед согласными результат трансформации зависит от интонации. Если мы видим восходящую интонацию, то у всех славян они преобразуются в «ла» и «ра». А если нисходящую, то у южан опять-таки было «ра», «ла», а у восточных и западных - «ро», «ло». Начальные «ра» и «ла» неполногласными не являются.

Юг восток
*tъrt ръ ( ро ) ър
*tъlt лъ ( ло ) ъл
*tьrt рь ьр
*tьlt ль ьл

Случалось и упрощение групп согласных:

*tm, *dm, *tn, *dn, *bn, *pn ( cм. и сонорн. ) на стыке двух слогов,
напр., капнуть – капати.
*dh, *bs, *ds, bv,
напр., еду – ехать, ведати – веси, обод – обвод – водить,

«скн»,
напр., блеснуть – блеск,

*tl, *dl,
напр., мету – мела,

*dt, *tt - «ст.»

В р.э. начал действовать з.с.с. - закон слогового сингармонизма., который предполагает сочетание в одном слоге звуков однородной артикуляции, т.е. после твердого согласного должен идти гласный непереднего ряда, после мягкого согласного – перенего.. мягкие согласные формировались в р.э.и п.э. под влиянием либо гласных непереднего ряда, либо «jота». Если м.с. Возникал под влиянием гласного переднего ряда, то это называлось палатализацией.
Их было три штуки.

Таблица Палатализации

Общее: 1. Только г, к, х 2. изменились и м.о., и с.о. 3. под г.п.р.

П. №1 Р.э. Перед ĕ, ē, ī, ĭ -
*g - ж'
*k - ч'
*h - ш'
П №2 П.э. Перед ě и «И» -
*g - з'
*k - ц'
*h - c'
П. №3 П.э. результаты те же, что и во второй, но после г.п.р. ( i, ь, е нос. )

Особая: звезда, цвет, волсви.

Согласные изменялись по-разному. Одинаково – с заднеязычными.

*g, *k, *h - j - < ж'>, <ч'>, <ш'>, напр. лужа, ключ, душа.

Одинаково – со свистящими:

*s, *z - j - < ш'>, <ж'>, напр. ноша, нож.

По-разному:
юг запад восток

*tj - свештя свице свеча
*dj - междя медза межа

То же - при изменении *kt, *gt под влиянием и обычно на стыке корня и суффикса. В случаях сочетания губного и j между ними развивался согласный «эль» - «эль – эпентетикум», напр.,

*p «пль»
*b - j - «бль»
*m «мль»
*v «вль»

Эти все результаты смягчения – органические ( изменяются и м.о., и с.о. звука ). Но бывало и неорганическое смягчение – п', л', р', н',
напр. поле, море, конь.
По распростр. мнению [ j ] мог оказывать смягчающее воздействие на целые группы согласных – появлялись.. сложные звуки.

*stj - < шт > <шч >, напр. теща - тесть
*skj
*zdj напр., брызжет – брызги

КТО ОТКУДА ПРОИСХОДИТ?

«Ч» мог возникнуть по первой палатализации, под влиянием «j»-та, или из группы *ktj, из сочетания *tj,
напр. сеча, - секу, «ч» // «к», вывод – происходит из группы *ktj. А «а» восходит к ā. И что же? Это г.н.п.р! Это не первая палатализация! Следовательно, от *kj под влиянием з.с.с. в р.э.,
напр. свеча – свет, *tj.
Так же устанавливается происхождение других шипящих звуковё

Примечание. В личных формах глаголов настоящего и будущего времени причины появления шипящих могут быть различными. В этом случае для установления причин образования шипящего звука нужно проверить всю парадигму. Если в ней есть чередование, - первая палатализация ( бежишь – бегу ). Если нет, то палатализация – йотовая. В сравнительной степени прилагательных и наречий ( туже, тоньше, крепче ) шипящий образуется только под влиянием «j».

Звуковые процессы в древнерусском языке письменной эпохи

1.ДЕНАЗАЛИЗАЦИЯ НОСОВЫХ 1 СС
2.ВТОРИЧНОЕ СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ 2 СС
3.ПАДЕНИЕ РЕДУЦИРОВАННЫХ 3 СС
4. ЛАБИАЛИЗАЦИЯ ЗВУКА «Е» 3 СС
5. ОТВЕРДЕНИЕ ШИПЯЩИХ И «Ц» 4 СС
6. ИЗМЕНЕНИЕ ЗВУКОВ ВЕРХ-СР. ПОДЪЕМА 4 СС
7. РАЗВИТИЕ АКАНЬЯ 4 СС
8. РАЗВИТИЕ МЯГКИХ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ [ г], [ к], [ х ]
4 CC

Утрата носовых

Этот процесс завершился еще в дописьменную эпоху, это произошло не поднее середины десятого века. Этот процесс отражен в виде ошибочных написаний ( смешение букв, гиперкоррекция – написание юсов на месте носовых звуков, реже – смешение юсов ).
Константин Багрянородный в своем сочинении «О народах» говаривал так: «неясыть» - он не слышал носового ( и правильно делал ). Так «о» и «е» носовые утратили ринезм ( носовой признак ). И все-таки раньше – до десятого века – они были. Да, да, не удивляйтесь! Это доказывают факты внешней реконструкции, напр. в финском языке kuontalo - этим., кудель, sundia – др.-рус. судьи, и также факты внутренней реконструкции: время – времени, жать – пожинать – пожну.
Впрочем, мы отвлеклись..
Почему носовые утратились? Ведь в польском-то они есмь ( возьмем хотя бы вензель – вязь ). Виноват з.и.з.с. - закон иде-знак.систем, серьезная перегрузка линии среднего подъема. «Безобразие, товарищи! - возмутилась она, - я тяну на себе и о, и е носовое, и о, и е, и ъ, и ь! Пора прекращать этот безпредел!» Носовые обиделись и стали уходить: е носовой весь ушел в а:. А о носовой – в у.

Вторичное смягчение согласных

В.с.с., судя по памятникам письменности, заначиналось в нашем языке в середине 11 века. Сущность в.с.с. В том, что полумягкие согласные, получив вдруг дополнительную йотовую артикуляцию, превратились в мягкие. При этом полумягкие удалились, возникли новые пары:

б – б' т – т'
в – в' р – р'
п – п' л – л'
м – м' з – з'
д – д' с – с'
н – н'

( согласные из правого столбца по своим свойствам полностью совпали с такими же «ребятами», возникшими еще в праславянскую эпоху ).
Они жили вместе долго и счастливо, и, вероятно, живут до сих пор. Согласные вторичного смягчения вы видели выше, но были еще и исконно мягкие:
з', с', л', р', н', j
А теперь от этой элементарщины перейдем к более сложным вещам.
Причины в.с.с. кроются в том, что древнерусская звуковая система была классически-вокалического типа ( власть в ней захватили гласные и диктовали согласным свои условия, что противоречило нек. объективным свойствам звуков ). «Мы же более информативны! - возмутились согласные, - мы играем большую роль в общении!» Назревал бунт. Сначала согласные вторично смягчились, что повергло гласные в состояние «гроги». «Даешь консонантную систему! Бей вокалистов!» - бесновались согласные. И грянул бой.. Первой жертвой атаки согласных стала зазевавшаяся фонема <a:>. Твердые согласные развыступались перед всеми гласными, а потом стали выступать только перед г.н.п.р., мягкие – перед г.п.р., а также «а» и «у».
Перед звуками «а» и «а:» стали наведываться такие страшные для них мягкие согласные с угрозами ( напр., буря, радъ ). «А» в ужасе немного продвигался вперед, где натыкался на «а:» «Эй ты, чаво?» - возмутилась <а:>. Но уже было поздно, фонемы совпали ( конвергенция, однако ). Теперь и гласные стали зависеть от согласных.
После в.с.с. стало возникать много вопросов. «Что различает слова: гласный или согласный?» - эта мысль мучала всю русскую, неоперившуюся еще в ту пору, интеллигенцию. И тут возникла, неожиданно для всех, особая фонологическая еденица – силлабема ( термин введен Р.Аванесовым, см. подборку страшилок в №8 «Бузовика» ), слог выполняющий смыслоразличительную функцию ( ср. пылъ – пилъ ). Она была переходной..
Но вернемся к гласным.. Они теряли власть. Уже ушла от них <a:> - этот Салман Радуев среди гласных. Конвергировали «ы» и «и», а согласные фонемы по твердости и мягкости все росли и росли как на дрожжах. Сочетаемость с согласными была уже не та. Возникла абсол. сильная позиция для согласных по твердости-мягкости перед [a]. И в довершение всего возникли все предпосылки для движения к системе согласного типа. Силлабемы тоже не утешали, согласные занимали все новые позиции.

Таблица 2. Как определить старославянизмы.

1. Фонетические признаки.
ЛА рус. ОЛО
РА рус. ОРО
РЕ рус. ЕРЕ
ЛЕ рус. ОЛО
ЖД рус. Ж
Щ рус. Ч
в начале слова:
А рус. Я
Ю рус. У
Е рус. О
Э рус. jo,
напр. небо – нёбо, одежда – одёжа
2. Морфологические признаки.
Суффиксы
ТВ
СТВИЕ
НИЕ
ИЕ
СНЫЙ
ТЕЛЬ
ТАЙ
ЫНЬ
ЧИЙ
УЩ, ЮЩ
АЩ, ЯЩ
Приставки
НИЗ ( -с )
ВОЗ ( - с )
СО
ПРЕ
ПРЕД
ЧРЕЗ
«Корни»
ДОБРО
БЛАГО
ДУШИЕ
СУЕ
ЕДИНО
3. Семантические признаки
Лепта
Святой
Священный
Жезл
Образ
- церковные названия.

Таблица 3. Палатализации

1.Р.Э., перед гласными ĕ, ē, ĭ, ī. Было: *g,k,h Стало: ж', ч', ш', напр. дружить, очи, горошина.
2. П.Э., перед гласными ě и ǖ.
3.П.Э., после г.п.р. I, ь, о носового. Было: *g,k,h. Стало: з', ц', с', напр., польза – льгота, князь – княгиня, ник – ца.
4.Особая, П.Э., перед гласными ě и ǖ.

Йотовая Р.Э. Было: *g, z, d; *k, t; *h, s. Стало: ж', ч', ш', напр., лужа, нож, ключ, свеча, душа, ноша.
Йотовая Р.Э. Было: *p, b, m, v. Стало: пль, бль, мль, вль, напр., вопль, корабль, кремль, журавль.
Йотовая П.Э. Было: *stj, skj, zdj, zgj. Стало: шт, шч, ш, напр. теща – тесть, ездить, брыжжет – брызги.

Еще напр., беречь - *bregtei, жечь - *gegtei, дружить - *drugitei, горошина - *gerhina, польза - *poliga, князь - *knengis, свеча - *svetja, ездить - *tzdjtei, пять - * pentis, звон – zvonos.

Падение редуцированных и его следствия.

Все славянские языки пережили процесс падения редуцированных, результаты чего были различными. В русском языке редуцированные в сильной позиции перешли в гласные полного образования ( перевертыши, да и только: ь перекрасился в е, ъ – в о ).
Этот процесс начался во второй половине 11 века, и во всю мощь – с 12 века. Сначала исчезли редуцированные в абсол. слабой позиции. Дальше – больше.. В 12 и 13 веках редуцированные исчезли во всех слабых позициях, в сильных – прояснились.
Как отразился этот процесс в памятниках письменности? По-разному: пропускали еры, смешивали ь и е, ъ и о. К системным причинам п.р. относятся тенденция к утрате гласными количественных различий, перегруженность линии среднего подъема, к причинам речевого порядка – то, что редуцированные звуки в слабых позициях почти не произносились.
С п.р. прекратил свое действие з.и.с. В славянских языках, появились закрытые слоги ( типа – дом ). В слоге начали доминировать согласные, система превращалась в консонантную, уменьшилось количество гласных фонем ( на <ь> и <ъ>, появились беглые гласные ( замок – замочка ), которые всем усложняли жизнь со своей исконной ( на месте редуцированных ) и подражательной беглостью. Кроме того, фонема «ы» стала вариацией «и».
На юге появился «новый ять» ( особенно он был популярен на Украине ридной ), который переходил в «и». Так, некто Соболевский говаривал: «шисть, лид, стий». Впрочем, несмотря на это, второе полногласие развилось в слогах «редуцированный и плавный» ( вълна, жьлтъ, в говорах – молония, волона ). Почти до неузнаваемости изменились сочетания «плавный и редуцированный», оказавшиеся в тисках между согласными. В сильной позиции редуцированные переходили в гласные полного образования, в слабой – удалялись. В это время редуцированные «ы» и «и» крат. были заменены - «ы» на «о», «и» на «е», - следы этой реформы мы видим в с.р.л.я. под ударением ( «ый» ) / молодый, добрый /.

О следствиях п.р. у согласных.
1.Появились раньше невозможные группы согласных, напр. отлетати, поддержати, оттаять, лепной. После появления таких групп начались процессы ассимиляции по глухости-звонкости ( сделати, ножка ), по м.о. и с.о. ( сшить ), по твердости – мягкости ( вдети ), диссимиляции ( барычня – барышня ).
2.Появились односложные слова с концом на согласный, - происходило оглушение согласного ( дуп, нос ).
3.Ассимиляция по глухости и оглушение в конце привели к новому звуку «ф» ( трафки, лафки )
4.Оформилась корреляция по глухости-звонкости, появились приставки на -з, -с, которые просто подражали следующим звукам! Хамелионские, если не сказать – коррелирующие пары согласных.
5.Появились «позиции нейтрализации» перед шумными и в конце – плот, плод.
6.Оформилась корреляция по твердости – мягкости. Как известно, д.я. Пополнился новыми парами по тв-мягкости, которые до п.р. Не были полностью соотносительными. Да, они чередовались, однако не было у них позиций нейтрализации. И только п.р. принесло эту желанную позицию.
7.Произошло упрощение групп согласных №2. После п.р. кое-где появились труднопроизносимые группы оппортунистов-согласных.. А мы их и не произносим! На их появление мы ответили развитием вставного гласного - «о» или «е», который нельзя путать с беглым ( огнь, угль, сестр ). В целом ряде глаголов прошедшего времени был удален «л» ( высохлъ ). Но был еще и третий путь упрощения групп согласных №2, он известен нам как синтез фонем ( улыбаеца, чан – дъщанъ, в говорах – аржаной, ильяной и другие словечки ).
8.Появились в литературном языке слогообразующие плавные. Их ждали давно.. рубль, ноябрьский, январский – эти слова сильно порадовали народ.

Следствием п.р. на лексическом и морф. уровнях было то, что распались гнезда родственных слов. Так, пчелу разъединили с быком ( а они любили друг друга.. ), Десну с пережившей много на своем веку тамбовской Цной.

Таблица 4. Классификация по твердости-мягкости после второго синхронного среза

Мягкие внепарные ш', ж', ждж', шч', ц', j, ч'
Твердые внепарные г, к, х
Парные по твер- р, л, н, з, с б, п, д, т, в, м
дости – мягкости р', л', н', з', с' б', п, д', т', в', м'

Лабиализация гласного звука [ е ]
сущность, причины, хронорамки - отражение в памятниках письменности - причины отсутствия перехода е - о - развитие по "аналогии" - явление л. в русских народных говорах

сущность, причины, хронорамки

Итак, что такое лабиализация? это переход [ е ] в [ о ] в позиции
под ударением,
после мягкого согласного
перед твердым согласным.
А в честь чего развилась л.?
Причин несколько:
1 / В д.я. { о } и { е } противопоставлены только по ряду, однако до вторичного смягчения согласных эти фонемы встречались в тождественных фонетических обстоятельствах / вол - вел /, со свойственной им безпардонностью. После в.с. их поставили на место, да так, что они оказались в разных фонетических позициях: { о } - только после твердого, { е } - после мягкого.
2 / В д.я. все твердые согласные были немного лабиовилярными. Но свою огубленность они стремились кому-нибудь передать. И после в.с. им это удалось. Предшествующие им звуки и оказались теми подопытными кроликами, которые приняли на себя лабиализацию / сестра - сестрам, несу - нес, весло - весла, ель - елка /.
А каковы же были хронорамки л.?
С конца 12 до начала 13 в. л. была живым, веселым фонпоцессом. Но в 15 в. { о } и { е } вновь добились независимости по признаку лабиализованности.
Как это ни странно, но процесс л. проходил еще до разделения славянского языка на три ветви. Посмотрите на белорусов и украинцев, на их изможденные лица, помеченные печатью лабиализации. Они даже говорят с трудом: "бяреза, бура, чобит, цемно".

отражение в памятниках письменности

После шипящих л. отражалась с 12 в. / пришолъ /. После согласных вторичного смягчения сохраняется буква "Е" / шофер, сестры /. Кое-кто / Шахматов / даже подумал, что л. развивалась в два этапа: один - до, другой - после в.с. Но как они ошибались! Они даже не догадывались, что буквы "ё" не было. Да, да, не удивляйтесь! Озора, идом, рублов - вот свидетельства хода мысли писцов. А что же им было еще писать?

причины отсутствия перехода е - о

Их несколько. Вот, кажется, есть все условия, а "е", нехороший такой звук, не переходит! Небо, лес, верх - все условия созданы, а причины для не- перехода таковы:
1 / Никак не хотели подвергаться л. "е", происходившие от e! Если "е" ни с чем не чередуется, слеовательно, раньше на его месте был e / в некоторых формах, переход осуществлялся только по "аналогии" - звезды, гнезда, седла, ведра /.
2 / В старославянском языке никогда не было л.! Ну и что с того? Надежда, одежда, пещера!
3 / Л. не наблюдается в некоторых старославянских словах. Небо, крест, перст подкачали! а небо и крёстный муж - это же.. святое / точнее, как раз наоборот / нет и в заимствованных словах, нет и в словах, где поздно отвердел пост-стоящий согласныи / перед "ц", перед согласными вторичного смягчения, поздно отвердевший [ р ] в сочетаниях типа "ър" - верх, зеркало, церковь, четверг /.
Кстати, в традиции русской литературы существовало произношение нелабиализованного [ е ] в стихах.

инструкция
КАК ПИСАТЬ СЛОВА ПО-ДРЕВНЕРУССКИ

1. Не лишне выполнить морфемный анализ.
2. Посмотрите, а нет ли в слове второго полногласия / полон, долог, безтолочь, сумеречный - на месте ър, ьр, ъл, ьл /.
3. Проверяем наличие беглых гласных.
4. Смотрим, исконна или подражательна беглость.
5. Берем перо или ручку.
6. Пишем слева направо.
7. Проверяем действие з.и.с.а и з.с.с.а / на всякий случай /.

Автор - Игорь Петраков
Лекции по исторической грамматике - Наталья Николаевна Щербакова

Категория: Лекции | Добавил: IgorIP | Автор: Игорь Петраков
Просмотров: 25383 | Загрузок: 0 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 4.4/18 |
Всего комментариев: 5
avatar
5 Светлана • 17:20, 26.12.2010
Мне при подготовке к экзамену очень помогло. Спасибо
avatar
4 chetik • 19:32, 29.11.2010
Я думаю студентам понравиться лекция, они точно не заснут))) Мне кажется не важно каким стилем написанно, главное что бы они поняли материал, научный стиль они смогут и в учебники прочитать)))
avatar
3 Karina 25 • 07:09, 12.09.2010
Вы для кого писали таким стилем? "перевертыши", "а теперь серьезно". Тяжело конечно читать научный стиль, но это...уже перебор
avatar
2 Irina Lutso • 13:31, 15.05.2010
Про измождённые лабиализацией лица. Батенька, самому-то не смешно? Претендуете на звание лингвиста, а мыслите узко, шовинистически. Это уже не наука, позвольте Вам заметить. С пожеланием всех благ И.В.
avatar
1 IgorIP • 13:51, 04.03.2009
Полностью "Лекции" смотрите на моем сайте ( petrak-igor.narod.ru ) в отделении "Моих сочинений - том второй".
Игорь Петраков
avatar
 
Яндекс цитирования Rambler's Top100                                                                                           
Рейтинг@Mail.ru
Copyright Copyright kgu-journalist © 2024
Сайт создан в системе uCoz