Громкий успех популярного американского журнала Wired в версии для iPad – хорошая новость для индустрии печатной прессы. Оказывается, у бумажных и сетевых СМИ есть возможность мирного сосуществования. Однако формат «журнал как приложение» – не панацея, считают эксперты.
Только за первые сутки продаж iPad-версия журнала Wired разошлась тиражом в 24 тыс. экземпляров. Суммарный же проданный тираж составил около 90 тыс. экземпляров. По словам Чака Таунседа, главы издательского дома Conde Nast, которому принадлежит Wired, важным оказался даже не тираж приложения, превысивший, к слову, бумажный, а тот факт, что электронная версия Wired не просто не съела продажи бумажной версии, но даже подстегнула их.
После успеха Wired о разработке собственных «версий для iPad» заявили Popular Mechanics, Sports Illustrated, People и ряд других популярных изданий.
Российский рынок прессы в меньшей степени, чем западный, готов
к переходу в
«цифру», отмечают эксперты.
«Мы встречались с некоторыми российскими издателями, они определенно с
интересом посматривают на этот рынок, но задают точно такие же вопросы,
что
поднимаются выше, — рассказал Александр Пацай. — Они хотят делать нечто
революционно-интерактивное, но сталкиваются с реалиями того, что
создавать
такое приложение из журнала надо фактически заново. Сейчас лучшие умы
этой
индустрии (не только в России) пытаются придумать, что можно сделать
в этом
направлении, так что в ближайшее время, возможно, будет какой-то прорыв.
Пока
что вариант с Wired для меня таким прорывом не является».
«Позиция издателей неоднозначна, — сообщил Дмитрий Моисеенко. — Для
России
электронная пресса пока еще Terra inсognita. Целый ряд изданий в нашей
стране
выпускается по лицензии, а потому вопрос правообладания встает каждый
раз очень
остро».
Дмитрий Моисеенко также отметил, что у российских издателей есть
целый ряд
страхов перед электронными версиями. В частности, страх «каннибализма» —
«отъедания» электронными версиями части печатного рынка и страх
несанкционированного распространения электронных версий. По словам
эксперта,
эти страхи не имеют твердой почвы под собой, поскольку существующие
системы
электронной дистрибуции позволяют достаточно надежно защитить экземпляр
издания
от несанкционированного копирования, а тиражи бумажных версий даже тех
изданий,
что продаются в электронном виде, растут.
Помимо прочего, издатели, по словам эксперта, «просто смотрят, куда
двинется
рынок».
«Это странно, потому что рынок надо приучать к себе, — рассуждает
Дмитрий
Моисеенко. — Хоть и в перспективе. Главное, что затраты вхождения
на рынок
электронных копий почти нулевые: файл с версткой и бухгалтерские
документы». Необходимость платить за что-либо в интернете — исконно-русская
проблема.
Она присуща и рынку электронных СМИ.
«Русский человек пока очень смутно представляет, за что и как платить
в
интернете, — отметил Дмитрий Моисеенко. — Но отношение постепенно
меняется:
так, по нашему проекту мы наблюдаем стабильный рост количества
пользователей,
готовых внести деньги за любимый журнал, тем самым вкладывая средства
в его
развитие».
«Согласно статистике, 70% россиян не готовы платить за электронные
СМИ, так
как они привыкли получать подобный контент бесплатно, — рассказал Виктор
Лопатин. — В то же время люди с удовольствием платят за то же кабельное
телевидение. И поэтому одна из главных целей российских издательских
домов —
формирование позитивного отношения людей к покупке электронного
контента».
По мнению эксперта, делать это можно в том числе с помощью создания
специальных версий изданий для различных мобильных устройств.
«Раз пользователю не очень удобно открывать на ридере громадный
PDF-файл со
сканом свежего номера газеты, то вполне разумно предложить ему
оптимизированный
для такого устройства файл, за который, правда, придется немного
заплатить, —
рассудил Виктор Лопатин. — Будьте уверены: найдется довольно ощутимое
количество пользователей, которые не пожалеют денег на удобный
и качественно
адаптированный под мобильное устройство контент».
Способ получения контента бесплатно тоже есть, считает эксперт.
«Другое важное направление — предоставление бесплатного контента
в обмен на
просмотр рекламы, — рассказал Виктор Лопатин. — Такой подход пользуется
особой популярностью в «навигационном» мире: скажем, вы получаете
навигационную
систему безвозмездно, а вот за использование сервисов должны
расплачиваться
просмотром рекламы, подбираемой в зависимости от вашего расположения.
В случае
устройств класса Highscreen Alex можно применить похожий подход —
у таких
устройств целых два экрана. Как следствие, вы можете, например,
загрузить
электронную книгу и читать ее на верхнем «электронночернильном» дисплее,
а в
это время на нижней TFT-матрице могут отображаться баннеры и рекламные
ролики».
Несмотря на проблемы в России, процесс перехода СМИ в «цифру» хоть
и трудно,
но идет.
«Традиционная пресса ищет новые пути развития, и это вполне
закономерно, а
уж с помощью каких девайсов/устройств и операционных систем это
делается, не
так принципиально, — рассказал Дмитрий Моисеенко. — Главное, что задан
вектор, и кто-то медленно, кто-то нехотя, а кто-то очень динамично,
но издатели
в этом направлении двигаются».
По материалам Infox.ru (полную версию читайте на сайте)
Текст: Иван Шадрин
Фото: www.lenizdat.ru
|