Средства массовой дезинформацииВ
море новостей мы не найдем нить Ариадны, которая бы вывела нас на
реальную дорогу событий. Реальные знания об экономике, политике и других
секторах нашего общества, исчезают из поля зрения журналистов,
вступивших в гонку за новостями.
Люди получают огромное количество фактов и новостей, но оказываются беспомощными перед лицом меняющегося мира. Эксперты говорят не о гибели газет, а о гибели главной функции прессы – разъяснении сути событий. Спасение - в усилении аналитической стороны газет, побуждении аудитории мыслить, микроанализе повседневного интереса граждан.
Эра неверия
В газете The New York Times вышла статья Дэвида Брукса «Экономика веры и доверия», в которой он утверждает, что экономика в обществе держится на доверии и вере.
Рецессия
вызвана не только экономическими факторами, но и каскадом
фундаментальных опасностей. Можно закачивать сотни миллиардов в банки,
но ненадежные банкиры не будут давать деньги в долг. Вы можете сократить уровень безработицы, но люди, не чувствующие себя в безопасности, все равно не будут вкладывать или тратить деньги.
Современная журналистика
не предупредила мир о грядущем экономическом кризисе или новом
проявлении законов развития общества. Теперь газеты пишут о преодолении
кризиса в экономике, но люди им не верят.
Падение доверия - это один из главных вызовов, с которым столкнулась мировая журналистика.
Родился 29 октября 1929 года в Москве. По словам самого профессора, имя «Ясен» ему дала мама в честь ясных глаз его отца.
Закончил
школу экстерном и в возрасте 14 лет поступил на английский факультет
Московского государственного педагогического института иностранных
языков им. М. Тореза. В 1965—2007 — декан, а с 2007 — президент
факультета журналистики МГУ.
Лес за деревьями
Содержание
оказывается важнее журналистского мастерства. Газеты и телевидение
нам сообщают информацию почти одновременно с тем, что происходит в
мире, но не могут объяснить суть происходящих событий.
Профессионалы
считают что, газеты должны печатать короткие материалы, которые
укладываются в три-четыре минуты чтения. Концепция малых сообщений
хороша для создания информационной картины мира, но не подходит для
интерпретации происходящего.
Поток информационных сообщений
призван затемнить, скрыть то, что происходит в мире. Читатели
утрачивают целостное восприятие мира, газета превращается в новое
средство дезинформации.
Отсутствие серьезных аналитических газет наносит серьезный ущерб развитию журналистики. Статья Алекса Джонса
из той же The New York Times, написанная в защиту прессы,
проиллюстрирована рыбой, в которую завернута газета. Автор выдвигает
тезис не о гибели газет, а о гибели главной функции прессы –
разъяснения сути событий.
Гибнут не просто газеты, гибнет искусство понимания того, что происходит в мире.
Взгляд на Восток
Самые тиражные газеты
сегодня издаются в странах, далеких от традиционных центров мира,
таких как Китай, Индия. Если мы возьмем китайские газеты-«миллионники»,
то увидим, что здесь думают не только о новостях, но и стремятся дать
читателям качественные экспертные оценки, своеобразные информационные
директивы, которые помогают увидеть тенденции развития событий. В этом их отличие от ряда западных изданий, значительную часть контента которых составляют сообщения информагенств.
Спасение прессы – в усилении аналитической стороны. Например, Нобелевский лауреат Пол Кауфман
не гнушается регулярно писать для газеты The New York Times статьи по
экономике. Газета с помощью авторитетнейшего специалиста пытается
понять, в чем причина кризиса. Объяснения достаточно сложны, и они требуют отказа от примитивной журналистики. Надо побуждать аудиторию мыслить.
Сегодня нам нужна журналистика
прежде всего диалогичная, сопоставление разных фактов, разных
возможностей. Когда нет диалога, все превращается в однообразное поле.
Нашей журналистике не хватает микроанализа повседневного интереса
гражданина. Надо научиться увязывать глобальные проблемы с интересами и нуждами семьи, гражданина, детей, стариков.
Ясен ЗАСУРСКИЙ, президент факультета журналистики МГУ "Журналистика и медиарынок", № 2, 2010 |