По книге В. Олешко "Журналистика как творчество". Как журналисту выбрать личный имидж, из чего исходить и от чего отталкиваться.
«Для того, чтобы нам было
легче всего казаться такими, каковы мы в действительности, –
хотя важнее всего, чтобы
мы были такими,
какими хотим считаться, –
все-таки надо преподать
кое-какие наставления».
Марк Туллий Цицерон
Для человека естественна потребность в обновлении
информационных связей с обществом, что открывает весьма эффективный путь
влияния журналистики на субъективность представителей аудитории СМИ: создание у
них истинных или ложных картин и образов, а в конечном счете влияющих на поведение,
стиль жизни людей. Отсюда появляется возможность скрытого манипулирования
чувствами, ценностными ориентациями, мышлением человека, которая связана, в
первую очередь, с прагматическим аспектом функционирования
журналистики в качестве общественного института.
Акцентируем внимание лишь на самой актуальной сегодня
для практической деятельности средств массовой информации проблеме –
формировании имиджа журналиста. Ведь мы отмечали, что аудитория СМИ в
современных условиях все чаще склонна персонифицировать коммуникаторов всех
типов: публичных политиков, журналистов, известных всем людей («поп-звезда»,
«спортсмен», «герой») и т.д. и т.п. Точно так же можно вести речь о
своеобразной «персонификации» (но по другим основаниям) безличных
коммуникаторов – в целом периодических изданий, телепрограмм или телевизионных
каналов. Вспомните, как обычный человек зачастую даже название, любимой газеты
к примеру, произносит в уменьшительно-ласкательной форме – моя «Комсомолка».
Главные характеристики имиджа в сфере деятельности СМИ
можно описать, учитывая три обстоятельства:
- во-первых, имидж коммуникатора всегда упрощен по сравнению с объектом;
- во-вторых, этот имидж как бы живет самостоятельной жизнью в сознании
аудитории, значит, динамичен и может изменяться;
- в-третьих, он находится между реальным и желаемым, восприятием и
воображением.
Сам же процесс формирования имиджа можно разбить на
несколько этапов:
- Выявление целевых групп, с которыми журналист, в первую очередь,
собирается взаимодействовать.
- Изучение (хотя бы эмпирическое) пристрастий читателей, радиослушателей,
телезрителей, с которыми индивидуальный коммуникатор предполагает
взаимодействовать: образ, который он собирается создавать, должен отражать
ожидания реальной и потенциальной аудитории.
- В качестве доминирующих, как показывает практика СМИ и наши опросы
журналистов, можно назвать три составляющих «работающего» имиджа:
Ø умение говорить «на языке» своей аудитории;
Ø знание того, что именно сегодня ее волнует;
Ø
острота ума и чувство юмора.
- Подбор журналистом и «примеривание» адекватного типажа,
называемого еще «социальной ролью» коммуникатора.
- Привлечение внимания к персоне журналиста. Психологи по этому поводу
замечают: говорить мы начинаем прежде, чем произносим первые слова.
Следовательно, внешность, одежда, манера держаться и еще многое другое
определяют едва ли не с первых мгновений коммуникативного контакта
перспективность взаимоотношений коммуникатора и коммуниканта.
- Вербальный (текстовой) ряд – что и как излагает журналист, насколько
аргументированно, убедительно.
- Способность вызывать доверие у своей аудитории, а также у потенциальных
реципиентов (тех, кто мог бы быть вашим читателем, телезрителем,
радиослушателем, но по каким-то субъективным причинам не стал им). Здесь можно
говорить о незаурядности личных качеств журналиста, профессионализме,
компетентности, может быть, даже определенном «стандарте на героя» у той или
иной группы аудитории СМИ.
- Самый главный этап. Журналист (коммуникатор) должен для себя сам или с
помощью профессиональных имиджмейкеров дать ответы на четыре простых вопроса:
Ø Чего я хочу добиться как профессионал?
Ø Что я могу (природой мне даровано лишь это)?
Ø Кто я сегодня как личность (воспитание, образование)?
Ø Что я должен сделать для того, чтобы добиться результата?
Сделаем вывод: формирование имиджа журналиста возможно
лишь в действии. При этом акцентируется внимание на его выигрышных и
вуалируется или как-то по-иному интерпретируется нежелательное.
________________________ На нашем сайте Вы найдете множество статей по теории и практике журналистики, курсовые и дипломные работы, раздел с видео, тексты. |