Очерк
Очерк – самый сложный по своим признакам и свойствам
жанр публицистики. Природа его определяется тем, что он функционирует и в
публицистике, и в художественной литературе. В публицистике очерком
обычно завершается изучение жанров, которые классифицируются по
сложности построения и многообразию функций. В литературоведении,
наоборот, с очерка начинается рассмотрение прозаических жанров. То есть
очерк следует рассматривать как художественно-публицистический жанр, в
котором органически сочетаются элементы публицистики и беллетристики.
Таким образом, очерк – оперативный
художественно-публицистический жанр, точно изображающий социально важные
факты и явления и типичных представителей определенных социальных групп
общества, в своей идейно-художественной структуре сочетающий качества
художественной литературы и социологического, социально-экономического и
философского исследования (часто в публицистической интерпретации).
Жанровую природу очерка определяют три начала –
социологическое, публицистическое и образное. Первые два роднят очерк с
журналистикой, третье – с художественной литературой.
Социологическое начало очерка заключается в его
направленности на исследование общественных отношений и проблем, в
рассмотрении социальных сторон деятельности личности.
Публицистическое начало проявляется в опоре на факты,
в открытости, незавуалированности авторской позиции, в прямоте
высказываемых мнений и оценок.
Художественное начало очерка заключается в создании
образной картины действительности, в которой ситуации, явления и
характеры социально типизируются. В очерке возможны два способа
типизации – собирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном
персонаже и событии обозначаются признаки определенного типа
социального поведения, характера или явления. Во втором случае – в
реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства,
принадлежащие данному типу людей и событий. Необходимо отметить, что
художественно-публицистический образ отличается от чисто
художественного. Как правило, ему свойственна некоторая однобокость.
Герой или ситуация в очерке всегда подчинены авторской задаче отразить
какую-либо проблему.
В исследовательских трудах по очеркистике в общей
сложности насчитывается более пятидесяти жанровых разновидностей очерка.
Многочисленные исследователи объединяли их в разнообразные
классификации, но единой универсальной типологии так и не было выявлено.
Наиболее бесспорные, признаваемые всеми типы очерка:
По признаку наличия/отсутствия художественного
вымысла: документальный (основанный на реальных событиях, с реальными
действующими лицами) и беллетристический (описывающий типичную ситуацию,
но с вымышленным действием и персонажами).
По способу исследования действительности: портретный
(типичный представитель среды), путевой (движение через определенную
среду и ее фиксация), очерк нравов (исследование моральных установок,
царящих в определенном обществе или социальной группе).
По социально-тематическому признаку: деревенский, производственный, военный и т. д.
Образ автора в очерке является
семантико-стилистическим центром произведения. В отличие от
беллетристических жанров, авторское «я» в очерке – это сам публицист,
его точка зрения на происходящее, его мнения и оценки. Автор ведет
повествование, организует сюжет, формирует взгляд аудитории на
описываемые события.
Существует три основных типа авторского повествования.
1. Повествование от третьего лица. Автор объективно описывает события, не участвуя в них.
2. Повествование от первого лица единственного числа. Такое повествование имеет несколько разновидностей.
· Повествователь – участник события, он стоит в
центре изложения. Такой текст может строиться так, как будто автор
заново переживает события, не зная его финала. Другой вариант – рассказ о
событии как об уже свершившемся.
· Повествователь – исследователь. Автор
оказывается на месте действия, изучает факты, документы, беседует с
людьми и на глазах читателя реконструирует события, вырабатывает оценку.
3. Повествование от первого лица множественного
числа. Такой повествовательный тип может быть плодом коллективного
творчества; может использоваться в наукообразных очерках. Часто «мы»
появляется в путевых очерках, где автор ведет рассказ не только от
своего имени, а от всех участников вояжа.
В стиле очерка, в зависимости от его
содержания, от авторской манеры письма, могут сочетаться
повествовательные формы различного качества. Эти стилевые отрезки могут
отличаться друг от друга по экспрессивной окраске речи, употреблению
форм времени, синтаксическому построению. В очерк могут быть включены
статистические данные, документы, цитаты, хроникально-информационные
вставки, интервью, лирические отступления и т. д. Каждая из
повествовательных форм призвана выполнять какую-либо функцию, отражать
определенную точку зрения на предмет описания. В результате предмет
очерка освещается с разных сторон, достигается объективность описания.
При анализе очерка все стилистически разнородные
компоненты рассматриваются и осмысливаются в контексте целого. Их связь и
образует стиль отдельно взятого произведения. Тематическая однородность
очерка создает и единство стилистического выражения.
Источник
|