Суббота, 24.06.2017, 01:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Главная | Скачать | Регистрация | Вход
Неофициальный сайт журфака КГУ
Форма входа
Меню сайта

Категории каталога
Лекции [16]
Тексты по журналистике и л.критике [10]
Краткие тексты по литературе [5]
Книги по журналистике [28]
Списки вопросов и текстов [19]
Стилистика и русский язык [9]
Полные тексты по литературе [14]
Требования к курсовым и дипломам [4]
ГОСы [4]
Курсовые, рефераты, дипломы [27]

Проект от разработчика
обои бесплатно


Друзья сайта

Наш опрос
Зарабатываете ли Вы с помощью журналистики в Интернете?
Всего ответов: 1420

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Лекции

Отечественная журналистика
[ Скачать с сервера (38.6Kb) Внимание! Все материалы размещены только в учебных целях. Если вы по каким-то причинам выступаете против размещения этих материалов, сообщите об этом нам, и мы удалим файл. ] 17.06.2012, 11:28
"Отечественные записки" русский ежемесячный журнал, издавался в 1820—30 в Петербурге П. П. Свиньиным. Журнал печатал материалы по русской промышленности, этнографии, истории, знакомил читателя с произведениями писателей из народа (Е. И. Алипанов, Ф. Н. Слепушкин и др.).,а с 1838 под руководством Краевского. С 1839 года в журнале начал работать Белинский ,как литературный критик и публицист, благодаря ему журнал стал популярным. В нем печатаются Герцин, Лермонтов, Тургенев и др.Сначало у журнала небыло определенного направления,а потом «ОЗ» выявил себя как западнеческий журнал и стал органом либерального капитализировавшегося дворянства и блокирующихся с ним буржуазных и и разночинских групп Постепенно журнал становился рупором борьбы против крепостничества. Большую роль сыграла защита гоголевского направления в лит-ре как направ. критического реализма. Белинский превратил «ОЗ» в полит. Трибуну против крепостничества Статьи Белинского проникнуты любовью к родине, защитой чел. Достоинства в людях, высокую нравственность. В 1846 г журнал имел 4 тыс подписчиков. Политическая осторожность Краевского и эксплуататарские склонности заставили уйти Белинского, Некрасова, Герцена и др Переход в 1847 г. журнала "Современник" к Н. Некрасову и И. Панаеву. В 1884 журнал был запрещен в силу близости ряда его сотрудников к подпольным революционным организациям.
Вольная русская пресса за границей

"Полярная звезда"
Герцен убедился, что на родине нет настоящей свободы слова журналист решил в конце 40-х годов уехать из России и стать эмигрантом. Герцен оказался за границей в канун революции 1848 Вскоре Герцен приходит к мысли, что Россия раньше других стран сможет прийти к социализму, опираясь на свои революционные традиции, используя в качестве ячейки социализма русскую земельную общину. в 1849 г. у него возникает план организации русской свободной печати за границей, но осуществлено это намерение было только 22 июня 1853 г. Первоначально Герцен решил ознакомить Европу с положением дел в царской России, показать и нелепость крепостнических отношений, и наличие революционных сил, традиций в русском народе. Он печатает брошюры «Россия», «Русский народ и социализм», большую книгу на французском языке «О развитии революционных идей в России» «Поляки прощают нас». Затем выдвигает новую задачу – издание революционной литературы для России. Публикует листовку-воззвание «Вольное русское книгопечатание в Лондоне. Братьям на Руси». Герцен убеждает русских передовых людей воспользоваться его типографией, призывает к сотрудничеству. «Все, написанное в духе свободы, будет напечатано», – обещает он России Однако в течение первых двух лет работы издательства Герцену не удавалось установить связь с Россией. Вскоре Герцен печатает листовки и брошюры: «Юрьев день! Юрьев день!», «Крещеная собственность» «Полярная звезда» Герцена Наконец в 1855 г. было предпринято издание периодического альманаха «Полярная звезда». Создание революционной печати было наиболее важной задачей Вольной русской типографии в Лондоне.И в названии альманаха («Полярная звезда» – так назывался альманах декабристов), и в его обложке, на которой были изображены под сияющей звездой профили пятерых казненных декабристов, и в содержании номеров Герцен подчеркивал связь своего революционного издания с декабристами.В первом номере «Полярной звезды» были опубликованы «Письмо Белинского к Гоголю», запрещенные стихи Пушкина «Вольность», «Деревня», стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», стихи и воспоминания декабристов, произведения самого издателя. «Полярной звезде» была предпослана программа. Главным в программе было «Распространение в России свободного образа мыслей». Эта программа должна была объединить вокруг Герцена все передовое общество в стране. Всего вышло семь номеров «Полярной звезды. Во втором номере альманаха, вышедшем в свет в мае 1856 года, уже появляется первое письмо из России и доставленные с родины запрещенные стихи А. Пушкина, К. Рылеева, Осенью 1855 года первая книжка «Полярной звезды» появилась в западноевропейских книжных лавках и сквозь морскую и сухопутную границу начала контрабандно ввозиться в Россию — в Москву, Санкт-Петербург и даже Сибирь. Журнал читают и во дворец Лермонтова и других поэтов. В апреле 1856 года в Лондон приезжает Огарёв и присоединяется к Герцену в руководстве типографией. После выхода второй книжки альманаха, наконец, произошел долгожданный прорыв во взаимодействии с авторами из России. Рукописей поступает много, и у издателей даже появляется выбор . С 1856 года ради публикации неподходящих демократическому альманаху статей, Герцен и Огарёв начинают выпускать серию сборников «Голоса из России», которые, на первых порах, стали резервуаром для материалов либеральных корреспондентов. «Полярная звезда» успешно выходила вплоть до 1862 года а смерть Герцена в январе 1870 года навсегда завершила историю издания.

"Колокол" Герцен и Огарев принимают решение издавать периодический орган, который будет выходить значительно чаще «Полярной звезды», и дают ему название «Колокол». «Колокол» стал выходить с июля 1857 г. В программе издания выдвигались три основных требования:«Освобождения слова от цензур ! Освобождение крестьян от помещиков! Освобождение податного сословия <т. е. крестьян> – от побоев!» Герцен с первых же номеров развернул в «Колоколе» критику крепостников-помещиков, всего государственного строя царской России. Особенно остро критикует он помещиков, их жестокое отношение к крестьянам В конце 1850-х годов Герцен обращается с рядом открытых писем к царю, где выражает свою надежду, что царь не позволит дальше обманывать себя и даст свободу крестьянам. Такое обращение Герцена несло в себе революционный заряд, заряд непочтения. Реформа 1861 г., которую царское правительство все же вынуждено было провести и отменить крепостное право, сначала обрадовала Герцена, но анализ условий освобождения еще раз раскрыл глаза Герцену на антинародную политику в крестьянском вопросе правительства. Герцен и особенно Огарев критикуют крестьянскую реформу 1861 г. «Народ царем обманут», – пишет «Колокол» в июле 1861 г Теперь Герцен и Огарев прямо обращаются к русскому народу и революционной молодежи с призывом к восстанию против самодержавия.Герцен во время польского восстания привлек в «Колокол» В. Гюго для поддержки польского восстания. В. Гюго написал обращенные к русским войскам пламенные слова: «Перед вами не неприятель, а пример». Резко осудил «Колокол» главаря консервативной русской журналистики Каткова, который требовал расправы с мятежными поляками Успех «Колокола» все годы издания был чрезвычайным. Россия, по свидетельству современников, была наводнена этой революционной газетой. Однако в России революционная ситуация конца 50-х – начала 60-х годов не переросла в революцию – стихийные крестьянские бунты не могли привести к успеху. В связи с таким положением в стране «Колокол» стал выходить реже и в 1867 г. перестает издаваться вовсе. Испытав сожаление, что революция в России не осуществилась . Объем газеты составлял 8 (иногда 10) страниц. Листы печатались на тонкой бумаге, которую проще нелегально переправлять через таможню. В 1868 году Герцен и Огарёв делают попытку ещё раз расширить свою аудиторию и возродить «Колокол», обращаясь к европейскому читателю. Они издает газету «Kolokol» на французском языке с русскими прибавлениями В 1870 году, с 21 марта (2 апреля) по 27 апреля (9 мая), Огарёв совместно с С. Г. Нечаевым выпустили ещё 6 номеров «Колокола», которые значительно отличались от «Колокола» 1857—1867 годов. Возобновлённый «Колокол» печатался тиражом в 1000 экземпляров, которые не расходились.21 января 1920 года, в пятидесятилетнюю годовщину смерти Герцена, в Петрограде было выпущено одноименное мемориальное издание:«Колокол». Однодневная газета памяти А. И. Герцена. (Под редакцией М. К. Лемке. Изд. Музея революции).
Свисток Собрание литературных, журнальных и других заметок. — сатирическое приложение к журналу «Современник», предпринятое в 1858 году Н. А. Добролюбовым и Н. А. Некрасовым. Приложение состояло из юмористических литературных произведений и критических статей, заметок. Также в нём постоянно печатались карикатуры.Поскольку издателям «Современника» не удалось получить цензурное разрешение на издание отдельной иллюстрированной сатирической газеты, «Свисток» публиковался внутри «Современника» и был своеобразным «журналом в журнале». Первый выпуск «Свистка» вышел в январе 1859 года («Современник», № 1), последний — в апреле 1863 года (в четвёртом номере «Современника»).Помимо Добролюбова и Некрасова, в «Свистке» в разное время участвовали Н. Г. Чернышевский, М. И. Михайлов, И. И. Панаев, М. А. Антонович, В. П. Буренин, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. К. Толстой, А. М. и В. М. Жемчужниковы и другие писатели и критики. В программе «Свистка» Добролюбов изложил основную задачу издания: «открывать и осмеивать дурное и забавное везде и во всём, нисколько не опасаясь скомпрометировать чрез то хорошую сторону предмета»Современники относились к «Свистку» по-разному; Добролюбову вменяли в вину «свистопляску» — глумление над авторитетами и чересчур язвительный полемический тон. Через полтора года после смерти Добролюбова выпуск «Свистка» прекратился, всего вышло 9 номеров. В 1981 году осуществлено полное переиздание всех номеров приложения в серии «Литературные памятники» «в их первопечатном виде», без реконструкции цензурных изменений и учёта авторских редактур. Всего 9 номеров ,последние 2 после смерти Добролюбова

Творческое своеобразие публицистики Чернышевского.
Чернышевский является яркой фигурой публицистики 19 в. В основе публицистики Чернышевского– высокая идейность, стремление верно служить родине, неподдельный патриотизм. Эти черты имели своим источником творчество Белинского, на идеях которого он воспитывался. У Чернышевского было явно выражено как стремление к глубокому анализу, уменье находить главную проблему и делать ее центром рассуждения. Необходимо отметить веру Чернышевского в силу революционного слова .Ему были чужды напыщенность и фразерство, они всегда стремились к простоте и сжатости изложения. В статьях Чернышевского, которому приходилось больше всего писать по проблемам философии, политической экономии, социологии, можно встретить, на наш сегодняшний взгляд, излишне пространные рассуждения, «растянутость» изложения. Почти всегда, правда, каждое такое «излишество» объяснимо стремлением публициста разъяснить смысл далеко не простых философских, экономических категорий, чтобы они были понятны всем. . Публицистическое искусство Чернышевского– источник обогащения мастерства советских журналистов. Чернышевский пришел в «Современник» человеком с вполне определившимися взглядами. Он воспитывался на произведениях Белинского и Герцена, Лермонтова и Гоголя, Жорж Санд и Диккенса. К началу работы Чернышевского в «Современнике» сложились и его материалистические философские взгляды, и его воззрения в области эстетики. Он имел ясное представление и о задачах русской литературы и литературной критики. Чернышевский сразу же стал одним из основных сотрудников «Современника». В 1854 г. он печатался почти в каждом номере журнала. Уже первые рецензии и статьи Чернышевского в «Современнике» обратили на себя общественное внимание . «Очерки гоголевского периода» — крупнейшее произведение Чернышевского-критика. На основе материалистического понимания искусства Чернышевский осветил в своей работе основные проблемы русской литературы, общественно-политической мысли и журналистики 30-х и 40-х годов XIX в. В центре «Очерков» — защита идей Белинского, восстановление и дальнейшее развитие его принципов, утверждение творчества Гоголя, разгром теории «чистого искусства». Чернышевский как публицист испытывал недостаток свободы слова. Чернышевский достигает большого совершенства в методах революционной пропаганды

Русское слово.
ежемесячный журнал. Издавался в С.-Петербурге с 1859 г. графом Г. А. Кушелевым-Безбородко. Для редактирования были сначала приглашены Я. П. Полонский и Аполлон Григорьев, но очень скоро их заменил А. Хмельницкий, человек весьма мало причастный к литературе. Журнал наполнялся специальными исследованиями, часто весьма почтенными (Буслаева, Костомарова и др.), но малоинтересными для большой публики. В середине 1860 г. граф Кушелев пригласил в редакторы Г. Е. Благосветлова; в том же году в «Русском Слове» стал сотрудничать Писарев, и журнал сразу принял совершенно определенное направление. За статью Писарева «Бедная русская мысль» в 5 кн. 1862 г. «Р. Слово» было приостановлено на полгода Собственнику журнала дали понять, что он компрометирует себя изданием такого журнала. Ему к тому времени надоела возня с литераторами, и он подарил журнал Благосветлову. В возникшей через несколько лет полемике с «Современником» бесплатное приобретение журнала упоминалось чрезвычайно часто и Благосветлову постоянно бросали в лицо графский подарок, На самом деле, однако, Благосветлов всецело создал успех журнала. Он же сообщил ему тот особый тип радикализма, которым «Р. Слово» отличалось от «Современника». С окончательным переходом к Благосветлову «Р. Слово» стало выразителем кричащих и незрелых сторон движения 60-х годов. В радикальных слоях этого движения были два течения: одно — глубокое, представителем которого был «Современник» времен Чернышевского и Добролюбова, другое — внешнее, которое в жизни выразилось нарождением так называемого «нигилизма», с его аффектированной резкостью и грубым ниспровержением всего старого только потому, что оно старое. «Русское Слово», главным образом в лице Писарева, Зайцева, Н. В. Соколова играло немаловажную роль в истории первой половины 60-х гг). Именно в «Р. Слове» появились все те нападки на искусство и науку, которые дискредитировали движение 60-х годов и вызвали реакцию даже в среде приверженцев новых идей. В литературном смысле «Р. Слово», за исключением хлестких статей Писарева, Зайцева и Соколова, отчасти Шелгунова и Щапова, представляло мало интереса. Из беллетристов в нем принимал деятельное участие И. Ф. Бажин и Н. Благовещенский (он был под конец ответственным редактором журнала) и лишь изредка появлялись повести и рассказы Марко Вовчка, Левитова, Михайлова-Шеллера, Помяловского, Решетникова, Станюковича, Гл. Успенского. После покушения Карокозова в 1866 г. «Р. Слово», одновременно с «Современником», было закрыто по Высочайшему повелению.

Писарев мастер- полемист. П. был остроумным полемистом и непревзойденным мастером эзоповской речи. Противоборство с цензурой вынуждало П. порой прибегать к рискованным парадоксам, к-рые получили неверное истолкование, а полемич. задор и спешность журнальной работы приводили его иногда к противоречивым и ошибочным высказываниям. Однако лит.-политич. честность, искренность и исключительная самокритичность позволяли П. легко и смело признавать и исправлять собств. ошибки.
Развивая "теорию реализма", Писарев стремился обрисовать программу ближайших действий молодого поколения в сложившейся к середине 1860-х годов в России исторической обстановке. Развернутое изложение эта теория нашла в статье "Реалисты", относящейся к концу 1864 года. Слово "реализм", начиная еще с философских работ Герцена, нередко служило обозначением материализма. Но в своих статьях 1864-1865 годов Писарев вкладывает в этот термин еще и особый, специфический смысл. Быть реалистом для него означало, действуя в соответствии с особенностями обстановки, постепенно добиваться изменений социальной жизни, подготовить условия для ее коренного преобразования. Сам Писарев настойчиво подчеркивал демократическую направленность "теории реализма". Противоречивой была "теория реализма" Писарева. Опираясь на идею "общечеловеческой солидарности", на неразличимо сливавшиеся идеи демократизма и социализма, он придавал распространению естественнонаучных знаний особенное, решающее значение в поисках выхода из мира нищеты и эксплуатации. Этот вывод, как мы уже говорили, был проявлением просветительства, носил иллюзорный характер. Разрабатывая "теорию реализма", Писарев большое внимание уделил вопросам эстетики. Оценивая значение различных искусств, он исходил из основных принципов этой теории - "общечеловеческой солидарности" и "экономии сил". Понять эстетические взгляды Писарева этого периода можно, лишь учитывая противоречивый характер его "теории реализма".

Современник
«Современник» Пушкина и Плетнёва. Журнал пришёл в упадок. П. А. Плетнёв в сентябре 1846 года продал его Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву.В течение почти двадцатилетнего периода существования «С.» его общий характер и контингент его сотрудников несколько раз изменялись; однако на протяжении почти всего этого времени «С.» был одним из лучших и наиболее передовых русских журналов. В 1847 и в начале 1848 «С.» являлся антикрепостническим и отчасти социалистическим органом, отражая взгляды первых революционных представителей русской демократии 40-х гг. В журнале печатались дворянские писатели, либералы, антикрепостники Тургенев, Григорович и др., но идейным руководителем журнала был фактически Белинский, в статьях к-рого, равно как и в статьях Герцена, были элементы пропаганды социализма. После смерти Белинского, в годы так наз. «цензурного террора» (1848—1855) журнал на некоторое время потерял значение; отдельные сотрудники (Дружинин, Анненков) заняли позиции аполитического эстетизма. С 1852—1853 в результате усиленного участия в журнале Тургенева, Л.Толстого, Островского, Григоровича, Фета, Тютчева, Майкова и самого Некрасова литературно-художественный отдел журнала начал подыматься и в середине 50-х гг. (в 1854, 1855 и 1856) поднялся на очень большую высоту. Чрезвычайно интересен был в эта годы литературно-критический отдел, в к-ром с 1854 начали печататься статьи и рецензии Чернышевского, положившего конец аполитическому эстетизму своих предшественников и воскресившего революционно-демократические традиции Белинского последнего периода. С конца 1857 в результате происшедших в это время изменений в политической жизни, крупных сдвигов в литературе, а также в результате некоторого ослабления цензурного гнета характер журнала сильно изменился. Писатели-дворяне либо совершенно отпали от «С.» (Толстой — в 1858, Тургенев — в 1860) либо сократили свое участие в нем (Григорович). На первое место в журнале выдвинулись публицистический и литературно-критический отделы. Журнал стал органом представителей революционной демократии 60-х гг., идеологов крестьянской революции. В эти годы (1858—1862) идейным руководителем журнала стал Чернышевский

Русский вестник Русский литературный и общественно-политический журнал, один из наиболее влиятельных журналов второй половины XIX века, оказавших значительное влияние на развитие общественной мысли и движение литературной жизни в России. Выходил в Москве и Санкт-Петербурге. Журнал первоначально был двухнедельным, затем с 1861 стал ежемесячным. Основан в 1856 в Москве группой либерально настроенных литераторов и учёных, в которую входили М. Н. Катков, Е. Ф. Корш, П. Н. Кудрявцев, П. М. Леонтьев, А. В. Станкевич. Редактором журнала стал публицист и литературный критик М. Н. Катков Разногласия среди учредителей журнала привели осенью 1857 к расколу редакции. Его возглавили М. Н. Катков и П. М. Леонтьев, ставшие и владельцами типографии. До 1861 выходил в свет два раза в месяц, в 1861 сделался ежемесячником. Первые семь лет «Р.в.» издавался в духе обличительного либерализма. На страницах журнала выступали в эту пору виднейшие писатели либерально-дворянского и буржуазного лагеря: Тургенев Л.Толстой Д.Григорович Островский, Я.Полонский, в нем принимал участие и такой видный в будущем представитель революционно-демократической литературы, как Салтыков-Щедрин Каждый номер состоял из беллетристики и статей научного характера, объединенных в первый отдел, и политического отдела под названием «Современная летопись». Политическим отделом заведовали вначале Е. Ф. Корш и П. Н. Кудрявцев. Затем его руководителем и ведущим автором стал М. Н. Катков. Когда Катков и Леонтьев получили в аренду газету «Московские ведомости», общественно-политический отдел журнала «Современная летопись» был преобразован в еженедельное приложение к газете. Публицистическая и редакторская деятельность Каткова сосредоточилась в «Московских ведомостях» и «Современной летописи», дела журнала под его контролем вёл Н. А. Любимов. После отделения «Современной летописи» от журнала «Русский вестник» приобрёл репутацию относительно нейтрального и респектабельного издания и привлёк крупнейших русских писателей. Наиболее значительные произведения русской литературы второй половины XIX века, причисляемые к классическим, за немногими исключениями, опубликованы впервые «Русским вестником». С обострением идеологической борьбы в 1861—1863 годах журнал становился всё более консервативным и, в оценке русских либеральных и советских историков литературы и печати, реакционным. Выражением этого явилась, в частности, публикация очерков А. А. Фета «Из деревни», «антинигилистической» дилогии В. В. Крестовского «Панургово стадо» и «Две силы», других произведений подобной направленности, также участие в журнале К. Н. Леонтьева, обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева, И. Д. Делянова, Е. М. Феоктистова, А. И. Георгиевского .После смерти М. Н. Каткова издателем и редактором значилась его вдова С. П. Каткова. «Русский вестник» в конце 1887 арендовал у его наследников публицист, поэт и переводчик Фёдор Николаевич Берг. Он перевёл издание журнала в Санкт-Петербург и довёл число подписчиков до 6 тысяч. Однако спустя восемь лет из-за финансовых затруднений он был вынужден отказаться от журнала. Последними руководителями журнала были М. М. Катков и В. А. Грингмут.

Вестник Европы
русский литературно-политический ежемесячник умеренно либеральной ориентации, выпускавшийся с 1866 по 1918 год в Санкт-Петербурге (продолжал традицию одноимённого журнала, основанного в 1802 году Н. М. Карамзиным). До 1868 года выходил ежеквартально, с 1869 года — ежемесячно. Редактор-издатель М. М. Стасюлевич (с 1866 по 1908 год). В журнале преимущественное внимание уделялось истории и политике.В журнале печатались некоторые известные учёные и публицисты: К. А. Тимирязев, И. М. Сеченов, В. Ю. Скалон, И. И. Мечников, С. М. Соловьёв, К. Д. Кавелин, А. Ф. Кони, Е. К. Рапп, А. Н. Веселовский, А. Н. Пыпин, Д. Н. Овсянико-Куликовский, Ф. Ф. Зелинский, Ф. Ф. Мартенс, К. К. Арсеньев, А. С. Хаханов и другие. двухнедельный журнал, издававшийся в Москве в 1802—30. Основан Н. М. Карамзиным. Наряду с литературой и искусством освещал вопросы внешней и внутренней политики России, истории и политической жизни зарубежных стран. В 1814 в «В. Е.» опубликовал первое стихотворение А. С. Пушкина «К другу стихотворцу». С 1815 «В. Е.» приобрёл консервативное направление. 2) Ежемесячный журнал, издаваемый в Петербурге в 1866—1918. Редактор-издатель М. М. Стасюлевич (по 1908). В журнале преимущественное внимание уделялось истории и политике. Участвовали крупнейшие учёные: К. А. Тимирязев, И. М. Сеченов, И. И. Мечников, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, А. Ф. Кони, А. Н. Веселовский, А. Н. Пыпин, Д. Н. Овсянико-Куликовский и др В начале XX в. «Вестник Европы» оставался верен своему генеральному направлению: пропаганде реформаторской деятельности как основного залога прогресса России. Высшим достижением России «Вестник Европы» считал реформы 1861 г. журнал имел в среднем 6.000 подписчиков – это один из самых низких для подобного издания показателей.

Время и эпоха

В 1858 году Михаил Достоевский испросил разрешение издавать литературный и политический еженедельник «Время» небольшими выпусками, до четырёх печатных листков. Ему разрешают В сентябре 1860 года выходит объявление о журнале «Время». Это манифест нового литературного направления - почвенничества и одновременно ответ Достоевского на самые животрепещущие запросы дня. Д-ий хочет создать своим журналом «Время» новое общественное течение «почвенничество», занимающее среднее место между западничеством и славянофильством. Своему пониманию русской идеи как примирению всех европейских идей, а русского идеала как общечеловеческого идеала Д-ий остался верен до конца жизни. Революции писатель противопоставляет мирное объединение с «почвой», то есть с народом. С точки зрения Д-го, народ, благодаря сохранившемуся в нём христианскому идеалу «всепримиримости» и «всечеловечности», способен усваивать результаты европейской цивилизации, избегая вражды сословий, свойственной Западу. Хотя консерватизм и утопизм такого плана устранения социальных противоречий были очевидны, Д-ий страстно и искренне считал историческим предназначением русского народа всеобщую реализацию этого идеала. Д-му удаётся привлечь к сотрудничеству двух талантливых критиков Аполлона Григорьева и Николая Страхова, которые и образовали группу «почвенников» в журнале. Программа почвенничества опиралась на идеалистическое понимание истории, романтический взгляд на русскую действительность и славянофильское учение о смирении и всепокорности русского крестьянина. Ополчаясь на боевые идеи разночинной литературы и отрицая революционные идеи преобразования России, почвенники принимали слагавшуюся буржуазную монархию как наиболее прогрессивную форму правления для всей страны. В этом они усматривали патриархальную идиллию соединения интеллигенции с крестьянством, царя с народом. В крестьянском вопросе почвенники занимали умеренную позицию. Журнал отстаивал консервативные принципы, утверждая отсутствие сословного антагонизма в русской истории и господство в ней мира и согласия между крепостными и помещиками. Этот скромнейший проект расширяется. Журнал определяется как ежемесячник большого формата; объём книжек увеличивается до тридцати печатных листов. Вводятся вопросы экономические, финансовые и философские. Официально новое литературно-политическое обозрение редактирует Михаил Михайлович, он и принимает на себя всю деловую часть издания. Ведущим сотрудником журнала, его фактическим редактором становится Фёдор Достоевский. Всего около 2-ух с половиной лет редактировал Достоевский «Время» (с января 1861 по май 1863). Но за этот небольшой срок здесь был напечатан ряд выдающихся произведений, до сих пор сохраняющих своё значение. Вся история второго журнала братьев Достоевских - это его медленная гибель. Попытка спасти в новом виде прекрасный ежемесячник «Время» оказалась безнадёжной. «Эпох» появилась на свет «мертворождённой», и всего редакторского таланта Фёдора Михайловича недостало на то, чтобы новое издание было столь же блестящим, как первое. Сотрудники Достоевского сообщили в печати, что его журнал «Время» имел решительный и быстрый успех: в первом 1861 году было 2300 подписчиков, во втором - 4302, в третьем в апреле около 4 тысяч, что к концу года дало бы, несомненно, годовую цифру предшествующего года. Дело сразу стало прочно и приносило большой доход. «Моё имя стоит миллиона!»- заявил Достоевский Страхову в 1862 году.Но в борьбе за спасение своей печатной трибуны Достоевский проявил высокое мужество, и его отчаянная битва за жизнедеятельность второго органа почвенников была полна драматизма. Еще 15 ноября 1863 года Михаил Достоевский обратился к министру внутренних дел Валуеву с прошением о разрешении ему выпускать в1864 году журнал «Правда» - с целью вознаградить подписчиков закрытого в мае «Времени». Направление издания определялось как «в полной мере русское», то есть патриотическое и народное. Это означало что журнал будет придерживаться официального курса. Правительство заняло сложную позицию. Оно разрешило Михаилу Достоевскому выпускать испрашиваемое издание (под другим названием - «Эпоха»), но дало это дозволение лишь в конце января, когда все печатные органы уже успели провести подписку. При этом от журнала требовалось «безукоризненное направление» и за ним учреждался особый надзор. В таких условиях первый номер «Эпохи» мог выйти только 21 марта, когда никаких надежд на годовую подписку уже не было. Это в сущности подтвердило скорый и неотвратимый крах издания. Судьба «Эпохи» оказалась неотрывной от больших исторических кризисов времени. Как отмечал Н.Н. Страхов, в1863 году совершился перелом общественного настроения: «После величайшего прогрессивного опьянения наступило резкое отрезвление и какая-то растерянность». Это был решительный поворот правительства и общества к реакции, определившей и курс «Эпохи» - полный разрыв с нигилистами и открытая полемика с «Современником». В объявлении о журнале «Эпоха» говорилось, что редакция твёрдо намерена вести журнал в духе «прежних изданий», стремясь к разработке общественных и земских явлений в направлении русском и национальном. Это было продолжение почвенничества, но уже в духе правового славянофильства. Резко осуждалось обличие существовавшего строя, отвергалась социальная критика, исключалась политическая сатира. Нужно приветствовать своеисторичность России и остерегаться «всёстирающей цивилизации» Запада. Не должно впадать в отвлечённость и жить по чужому (т.е. по докторикам социализма). Всё это усиливало охранительные тенденции «Эпохи» и не оставляло простора для свежих, новых, жизненных суждений о больных явлениях действительности. Ценным оставалось утверждение, что самобытность и оригинальность народной жизни выразились полнее всего в русской литературе. В «Эпохе» будут участвовать Тургенев, Островский, Ф. Достоевский, Ап. Майков, Плещеев, Полонский и другие известные авторы. Такую консервативную программу, но с общей ориентацией на великий творческий идеал - русскую литературу - Достоевский и стремился проводить в «Эпохе». Задача в основном оказалась ошибочной и журнал еле выдержал первый и единственный год своего существования. Он кончился естественной смертью на своей тринадцатой книжке, по календарному счёту февральской, но вышедшей в свет 22 марта 1865 года. Такова была короткая жизнь и быстрая гибель «Эпохи». Продолжением «Время» является «Эпоха». Важен для уяснения общественной идеологии Ф. Достоевского, Ап. Григорьева, так называемого «почвенничества». «Время» продолжало литературно-художественную линию так называемой «молодой редакции» «Москвитянина»; восставая против эстетизма («искусство для искусства»), оно в своём специфическом культе Островского и Пушкина не солидаризировалось и с защитниками формулы «искусство для жизни» («Современником»).«Время» стояло по существу на платформе славянофильства и резко выступало против землевладельческого дворянства, а также против высших слоёв привилегированной дворянско-бюрократической интеллигенции, — против европеизированного дворянства — «англоманов» из «Русского вестника». Ратуя за свободу личности, печати, торговли, за широкое распространение грамотности, просвещения, «Время», расходится с представителями революционной мысли — «Современником» и «Русским словом». От первых «Время» отделяет влечение к докапиталистической Руси, «островщине», культ «народности», неприязнь к Западу, идеалистическое мышление и т. п. От «Современника» — не только стремление к патриархальным формам жизни и национализм, но и общий аполитизм, защита частной собственности, отчуждённость от социалистических настроений, поддержка купца, мещанина, средней городской интеллигенции, при равнодушии к крестьянству и проблемам рабочих."Эпоха" (1864-1865) - журнал М.М. и Ф.М. Достоевских. Издавался в Санкт-Петербруге.После закрытия "Времени" редакция не оставляла попыток возродить журнал. Разрешения продолжать издание М.М.Достоевский добился к январю 1864 г. с условием изменения названия.В "Эпохе" публиковались произведения Ф.М.Достоевского ("Записки из подполья", "Крокодил"), И.С.Тургенева ("Призраки"), Н.С.Лескова ("Леди Макбет Мценского уезда"), переводная литература.Круг сотрудников "Эпохи" поменялся по сравнению с предшествующим журналом. В июне 1864 г. умер М.М.Достоевский, в сентябре того же года - другой яркий сотрудник "Времени" - Ап.Григорьев. Заботы по ведению журнала легли на плечи Ф.М.Достоевского (официально редактором был утвержден А.У.Порецкий), что не могло не сократить авторское участие писателя в новом журнале.Подписка на "Эпоху" в 1864 г. не превысила 1 300 экз. Финансовые и организационные сложности не позволили "Эпохе" повторить успех "Времени", и в марте 1861 г. редакция прекратила издание журнала.
Категория: Лекции | Добавил:
Просмотров: 1977 | Загрузок: 264 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
avatar
 
Яндекс цитирования Rambler's Top100                                                                                           
Рейтинг@Mail.ru
Copyright Copyright kgu-journalist © 2017
Сайт создан в системе uCoz