Воскресенье, 22.10.2017, 11:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Главная | Скачать | Регистрация | Вход
Неофициальный сайт журфака КГУ
Форма входа
Меню сайта

Категории каталога
Лекции [16]
Тексты по журналистике и л.критике [10]
Краткие тексты по литературе [5]
Книги по журналистике [28]
Списки вопросов и текстов [19]
Стилистика и русский язык [9]
Полные тексты по литературе [14]
Требования к курсовым и дипломам [4]
ГОСы [4]
Курсовые, рефераты, дипломы [27]

Проект от разработчика
обои бесплатно


Друзья сайта

Наш опрос
Зарабатываете ли Вы с помощью журналистики в Интернете?
Всего ответов: 1422

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Тексты по журналистике и л.критике

Стационарная фаза России
[ Внимание! Все материалы размещены только в учебных целях. Если вы по каким-то причинам выступаете против размещения этих материалов, сообщите об этом нам, и мы удалим файл. ] 05.02.2012, 23:19
Переход верховной власти к М.С.Горбачёву в 1985 г. ознаменовался наступлением «политики перестройки». Организованный им 27-ой съезд Партии констатировал застойное состояние советского общества и признал необходимым его нравственное возрождение. Программа была прекрасная, но мы её «заболтали» и потом во всех своих грехах обвинили М.С.Горбачёва (такой уж в нас инстинкт во всём винить свою власть). Потом менялись политические и экономические условия, намечались новые перестройки, но нам никак не удавалось сносно обустроить жизнь общества. При этом никто не поставил вопрос – «почему?» Мы давно уже утратили способность задавать себе подобные вопросы. Застойные явления в обществах известны из истории, но у нас о них никто не вспоминает, - просто некому, нет социологов высокой профессиональности, владеющих социальной философией. Попробуем восполнить этот недостаток и обратимся к историческому опыту. Относительно нашей темы Аристотель, опираясь на исторические факты, в «Политике» высказывается удивительно определённо (Книга вторая, раздел 1, пункт 4): «Ясно, что государство при постоянно усиливающемся единстве перестаёт быть государством … если бы кто-нибудь и оказался бы в состоянии осуществить это, то всё же этого не следовало бы делать, так как он тогда уничтожил бы государство. Далее, в состав государства не только входят отдельные многочисленные люди, но они ещё и различаются между собой по своим качествам (идеям)».

Представители старших поколений прекрасно помнят, что советская власть стремилась всех сделать одинаковыми и особенно в идейном отношении одинаково «правильными». Аристотель только констатировал факт гибели государств при идейном единообразии граждан, но не показал причины таких явлений. Столетие назад этой темы коснулся В. Мошков, излагая свою теорию циклов исторического развития. В яркой и живой форме он показал историческую роль интеллектуальных депрессий. Характеризуя период «общественного упадка», он пишет: «Но правительство вырождается с народом, а потому падает в умственном и нравственном отношении и потому теряет энергию, без которой не может правильно отправлять свои функции … государственная машина расшатывается и расползается по всем швам. В начале её заедает формалистика, а затем лицемерия, доносы, шпионство, взяточничество и казнокрадство … Законов в это время обыкновенно издаётся очень много, но соблюсти их некому. Правительство или бессильно это сделать, или его органы являются продажными и торгуют законами … во всём народе, взятом в совокупности, стороны умственная, нравственная и физическая приходят в постепенный упадок непременно одновременно … Гениальные и талантливые люди перестают появляться в вырождающемся обществе и во главе его становятся тогда посредственности, которые задают новый, более пониженный тон. Открытия и изобретения прекращаются. Наука сначала перестаёт двигаться вперёд, а потом всё падает ниже и ниже … Изучение наук сводится к бессмысленному зазубриванию мудрости прежних времён и к погоне за дипломами, дающими преимущества в борьбе за существование, любознательность исчезает, литература и искусства падают … Вместе с тем у человека является потребность к наслаждениям всякого рода. У многих погоня за наслаждениями становится единственной целью в жизни. Люди предаются роскоши и излишествам. Они делаются падки на всякого рода игры, в особенности азартные, предаются пьянству, обжорству, употреблению всевозможных наркотиков, кутежу и разврату. Брак становится для человека тягостным … законный брак мало помалу заменяется конкубинатом … Во время периода вырождения человек теряет … даже простую общительность ... делается эгоистом и себялюбом … люди становятся неосторожными, грубыми и бестактными, а другие в высшей степени обидчивыми и раздражительными, то ежеминутно возникают поводы к размолвкам, оскорблениям, ссорам, руготне, драке и даже к убийствам».

Он доказывает удивительную стабильность депрессионного состояния, невозможность выхода из него: «Остановить его или направить в другую сторону для нас теперь так же невозможно, как обратить ночь в день, а зиму в лето … противиться его наступлению без знания его законов – значит сопротивляться основному закону природы, закону прогресса … А потому мы и видим, что все наши излюбленные средства для борьбы с упадком, как борьба партий, бунты, революции, реформы и прочее нисколько не уменьшают упадка». По его данным, упадок может длиться практически бесконечно и завершаться гибелью цивилизации: «Вследствие понижения в народе, во время упадка умственных способностей становится понятен тот чудовищный умственный регресс, о котором говорят многочисленные исторические свидетельства, и тот поразительный контраст, который бросается в глаза путешественникам при сравнении грандиозных остатков древней высокой культуры, встречаемой в разных концах земного шара, с жалкой обстановкой дикарей, проживающих в тех же местностях в настоящую минуту». Исключительно важно для нас то, что это писалось ровно столетие назад царским генералом и учёным (книга переиздана в 2011 г.), но содержание сказанного поразительным образом рисует наше современное состояние. Такое совпадение по многим пунктам исключает какую-либо случайность. Приходится признать удивительную закономерность исторической динамики общественного развития, совершающуюся независимо от воли человека. Следовательно, депрессионное состояние российского общества, отмеченное на 27-ом съезде КПСС, развивалось независимо от М.С. Горбачёва, Б.Н. Ельцина, с его младореформаторами, и, наконец, от В.В. Путина и Д.А. Медведева. Крайне важно и то, что В. Мошков говорит о невозможности изменить состояние общества так же, как «обратить ночь в день, а зиму в лето» с помощью традиционных политических мер таких, как «борьба партий, революции, реформы …» И это значит, что ни коммунисты, с их революционным настроем, ни демократические оппозиционеры, с их реформаторскими устремлениями, не в состоянии вывести наше общество из застойного состояния. Но В. Мошков видит единственный выход в научном решении вопроса в соответствии с «законом прогресса».

К сказанному необходимо добавить, что вторая половина прошлого столетия связана с разносторонним изучением циклической социальной динамики живых систем в природе и в лабораториях. Они привели к огромному множеству однотипных результатов, полученных на высших, низших организмах и даже на культурах клеток, и поразительно совпадающих с описаниями Аристотеля и В. Мошкова. Важные для нашей темы результаты заключаются в следующем. Цикл завершается депрессионной «конечной стационарной фазой», которая может продолжаться бесконечно долго. Она характеризуется однообразием её элементов и повышенной устойчивостью к неблагоприятным условиям среды. Системы, состоящие из одинаковых элементов, не способны к прогрессивному развитию и во многих случаях обречёны на гибель. Накопленные факты говорят о том, что законы циклического развития живых систем едины для низших, высших организмов и человеческого общества.

Сказанное выше не более, чем констатация фактов. Нас же должны интересовать причины. Попытаемся коснуться их с помощью наиболее понятной аналогии. Сегодня есть возможность выделять четыре основных уровня общественного сознания (менталитета), аналогичных четырём волновыми диапазонами радиоприёмника. Представим, что до советской власти российское общество имело смешанное сознание, включающее все четыре диапазона. Большевики за десятилетия целенаправленной деятельности к концу брежневской эпохи путём массовой селекции создали унифицированное общество с господством сознания одного «ультракороткого диапазона». Это самый низкий уровень бытового, статического, «пролетарского» мышления, воспринимающего информацию только своего «волнового диапазона». Н. Винер, создатель кибернетики и информатики, называл такое явление «взаимным притяжением частот». Это сознание способно «видеть» только сегодняшний день и самого себя, для него не существует ни прошлого, ни будущего. Оно не ведает причин событий и вопроса «почему», не способно к самооценке, к пониманию собственных ошибок, к прогрессу. В этом заключается главная причина российского застоя.

Из сказанного следует, что Советский Союз распался в силу внутренних причин, изложенных выше, в силу закона конечной стационарной фазы, а не из-за просчётов отдельных политиков или глобальных нефтяных диверсий американских империалистов. Во-вторых, сегодня ни одна из оппозиционных партий не в состоянии вывести российское общество из застойного состояния конечной стационарной фазы потому, что любые политические меры есть лишь внешние средства воздействия на общественную систему, а она саморазвивающаяся – управляемая изнутри. Поэтому необходимы, прежде всего, механизмы внутреннего воздействия, наряду с внешними. Пока единственную перспективу такого рода приоткрывает инициатива В.В. Путина, связанная с «Бюро стратегических инициатив» в рамках «Народного фронта». Только таким путём, научно обоснованным В. Мошковым и биологической наукой XX столетия - с позиций самой высокой научной теории возможен выход из состояния длительного застоя. Необходимо возродить общество с наличием сознания всех четырёх «волновых диапазонов». В противном случае у России нет будущего. Опасность страшна тем, что она внутри нас, в нашем сознании, что её трудно осознать. Ради её устранения надо забыть взаимные распри, объединиться и всем миром навалиться на решение проблемы, за что настойчиво ратует Святейший Патриарх Кирилл.
Ю.Тартеев.
Категория: Тексты по журналистике и л.критике | Добавил: ArtemjevJuT | Автор: Артемьев Ювеналий Тимофеевич
Просмотров: 849 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
avatar
 
Яндекс цитирования Rambler's Top100                                                                                           
Рейтинг@Mail.ru
Copyright Copyright kgu-journalist © 2017
Сайт создан в системе uCoz