Вторник, 12.12.2017, 05:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Неофициальный сайт журфака КГУ
Форма входа
Меню сайта

Категории каталога
Интернет-журналистика [37]
Новости журналистики [8]
Статьи по теории журналистики [35]
Заработок: Копирайтинг, рерайтинг, фриланс [29]
Жанры журналистики [28]
Журналистика для начинающих [30]
Практика журналистики [14]
Видео по журналистике и филологии [35]
Вакансии для журналистов и копирайтеров [16]

Друзья сайта

Сайты курских СМИ

Наш опрос
Зарабатываете ли Вы с помощью журналистики в Интернете?
Всего ответов: 1423

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

| Рейтинг: 0.0/0 |
Главная » Статьи » Интернет-журналистика

Коммерсантъ-Власть. В поисках золотого Рунета
"Входной билет" в сетевой медийный бизнес стоит недорого - $50-$100 тыс. Для сравнения: организация "бумажного" издания стоит в десять раз больше.

// Коммерсантъ-Власть. 2000. 5 дек.

Для публикаций в Интернете не нужна дорогостоящая полиграфическая техника. Лицензирование издательской деятельности в Рунете факультативно. Сетевое СМИ может обойтись всего десятком штатных сотрудников (программисты, верстальщики, редакторы и менеджеры).

По данным Национального института прессы, сегодня в России не менее 1200 регулярно обновляемых электронных изданий. А число активных пользователей Рунета составляет не более 4,68 млн (данные Фонда эффективной политики - ФЭП). Иными словами, конкуренция колоссальная. И тем не менее в создание интернет-СМИ вкладываются немалые деньги. Зачем?

Мода

Львиную долю сегодняшних интернет-СМИ составляют он-лайновые версии офф-лайновых изданий. Большинство из них создавалось на волне моды. Марина Литвинович, генеральный директор проекта "Страна.ру": Такого рода ресурсы создавались в 1997-1999 годах. Руководитель офф-лайнового издания, прочитав статьи собственных журналистов о перспективности Интернета и услышав, что конкуренты рассматривают вопрос о создании собственной версии в Сети, тоже решал "идти в ногу с прогрессом". В этом нет ничего плохого - все газеты должны иметь собственные странички в Интернете, да и стоило это недорого - несколько сотен долларов. Важно, что побудительным мотивом здесь было желание не отстать от моды.

На сайты таких изданий выкладываются все материалы, информация об издании, редакционном коллективе, архив, в лучшем случае - новостная лента. Естественно, публикуются рекламные расценки, но на серьезную рекламу таким издателям рассчитывать не приходится - не зря такие проекты за глаза называют мертвыми. Главная причина - отсутствие заинтересованной аудитории. Так, сайт популярной газеты "Аргументы и факты" (www.aif.ru) не очень посещаем. Читатели "АиФ" предпочитают пользоваться бумажной версией. Остаются, конечно, еще русскоязычные пользователи, живущие за пределами России: по оценкам ФЭП, на них приходится до 40% всей пользователей Рунета. Но рекламодателей, ориентированных на Россию, эта аудитория, как правило, не интересует.

Но есть исключения - электронные версии "Компьютерры" (www.computerra.ru) и "Независимой газеты" (www.ng.ru), которые являются вполне самостоятельные издания с оригинальными материалами. Редактор интернет-версии "Независимой газеты" Александр Шерман: В дальнейшем мы будем развивать он-лайновую часть "Независимой газеты" и, возможно, вообще откажемся от публикации в Интернете всего бумажного номера.

Политика

Первые строчки в рейтингах интернет-СМИ занимают издания, не имеющие бумажной версии: gazeta.ru, lenta.ru, vesti.ru, ytro.ru и т. д. Владислав Бородулин, главный редактор "Газеты.ру": У интернет-изданий есть своя специфика - например, материалы сдаются не к вечеру, как в традиционных газетах, а в течение всего дня по мере обновления информации. Создать такой ресурс на основе офф-лайнового издания, наверное, можно, но успешных примеров такого рода пока нет. Заставить редакционную систему традиционного издания работать по-новому очень сложно - легче создать интернет-газету с нуля. Вместе с тем в интернет-газетах, которые претендуют на успех, должны работать только профессиональные журналисты, прошедшие школу традиционных средств массовой информации.Кому не приходится перестраивать свой технологический процесс, так это электронным СМИ. Поэтому им проще создать интернет-ресурс с полноценным и оперативно обновляемым контентом. Свидетельством тому - высокие рейтинги сайта НТВ (www.ntv.ru) и Радио "Эхо Москвы" (www.echo.msk.ru), обеспечивающие им высокую рекламную привлекательность.

Впрочем, дело даже не в привлекательности для рекламодателей. "Газета.ру" создана на деньги НК ЮКОС, "Обозрение.ру" - девелоперской группы Plaza, за которой стоит Умар Джабраилов, за порталом "Постфактум.ру" (www.postfactum.ru), объединяющим информацию ОРТ, "Коммерсанта" и Агентства политических новостей, прослеживается фигура Бориса Березовского. Идейный вдохновитель проекта "Страна.ру" Глеб Павловский прямо говорит, что главная задача проекта - промоушн политики нынешних властей. Так что главная причина, заставляющая инвесторов вкладывать деньги в подобные проекты, связана с желанием получить влиятельный политический ресурс.

Бизнес

Очевидно, создавать популярное Интернет-издание только ради его политического ресурса было бы глупо. Аудитория интернет-СМИ имеет вполне конкретную инвестиционную ценность. Так, по оценкам Владислава Бородулина, "Газета.ру" уже сегодня может стоить $2-4 млн. Естественно, что создатели популярных сетевых изданий рассчитывают на будущие доходы от продажи ресурса или его части. Правда, эксперты полагают, что нынешняя плохая конъюнктура мирового интернет-рынка не позволяет в ближайшее время рассчитывать на существенное повышение капитализации таких ресурсов.

Между тем доходы от рекламы пока не окупают расходов и сетевых массмедиа. Аналитики Rye Man & Gor Securities оценивают средние операционные расходы российских сетевых изданий в $10-40 тыс. в месяц в зависимости от количества работающих в нем журналистов. В то же время доходы он-лайновых СМИ редко превышают $20-30 тыс. в месяц (по данным агентства 1МНО, общий объем рынка интернет-рекламы в 2000 году составит всего $3-3,5 млн). По самым оптимистическим прогнозам, популярные Интернет-издания при благоприятном финансово-экономическом климате выйдут на самоокупаемость только через два-три года.

Западный опыт породил две различные бизнес-модели интернет-СМИ. Одна из них, реализованная, например, Financial Times, предполагает бесплатный доступ ко всем материалам и архивам - доходы издание получает от продажи рекламы и партнерских программ, в частности, с Интернет-магазинами. The Wall Street Journal, напротив, основные доходы получает от продажи архивов и платной подписки на электронную версию.

В Рунете доступ к своим архивам продают "Коммерсанты, "Ведомости", "Известия", "Эксперт". По заявлению руководителей агентства "Росбизнесконсалтинг", доходы компании от продажи контента в этом году составят $2 млн. "Чистые" же интернет-СМИ о доходах за счет электронной коммерции пока не задумываются. Владислав Бородулин: Каждый должен заниматься своим делом; магазины продавать, мы - писать. Марина Литвинович: На Западе просто другая культура потребления - торговля по каталогам там плавно перетекла в интернет-торговлю. У нас же ситуация несколько иная - посетитель заходит на сайт почитать новости. Значит, ему нужно просто предлагать качественный контент, а зарабатывать можно на рекламе.

Однако эффективность баннерной рекламы сейчас катастрофически низка: что в России, что в США на баннер кликают всего несколько человек из тысячи его увидевших. Поэтому идет активный поиск новых рекламных технологий. В частности, рекламодатель может быть интегрирован в контент сайта не на уровне баннеров, а гораздо глубже. Это может быть спонсорство рубрики или раздела, включение корпоративного сайта рекламодателя в сайт сетевого СМИ с полным соответствием дизайна и навигации, перекрестными ссылками, привязками к картам, схемам и т.д. Крупные рекламодатели охотно идут на подобного рода аффилированные программы.

Перспективным также считается предоставление на сайтах Интернет-изданий дополнительных бесплатных сервисов - чатов, форумов, конференций, которые бы способствовали формированию вокруг издания устойчивого Интернет-сообщества.

Впрочем, ситуация с доходностью интернет-СМИ отнюдь не уникальна: даже самые известные и популярные российские газеты до сих пор в лучшем случае работают "в ноль". По данным экспертного совета Российской ассоциации рекламных агентств, оценки объемов рекламного рынка которого считаются официальными, общий рекламный бюджет печатных СМИ в 1999 году составил $260 млн - это лишь 34% в их расходном бюджете. Так что создание интернет-СМИ - бизнес не из легких.

Материал подготовлен при участии специалистов компании Andersen Consulting (с 01.01.01 -Accenture)


***
Рейтинг популярности интернет-СМИ

Оценки SpyLog* -

"Росбизнесконсалтинг" (www.rbk.ru) - 512869
"Газета.ру" (www. gazeta.ru) - 415077
"Страна.ру" (www.strana.ru) - 314539
"Утро.ру" (www.ytro.ru) - 198345
"Вести.ру" (www.vesti.ru) - 183138
"СМИ.ру" (www. smi.ru) - 158215
Cnews (www.cnews.ru) - 138793
OM-online (www.om.ru) - 132447
"Независимая газета" (www.ns.ru) - 126490
News.port.ru - 114810
"Интернет.ру" (www.internet.ru) - 110401
Gameland Online (www.gameland.ru) - 89774
"Хакер Online" (www.xakep.ru) - 89254

***
Оценки TopList*

Лента.ру** (www.lenta.ru) - 570469
Газета.ру (www.gazeta.ru) - 509734
Росбизнесконсалтинг (www.rbk.ru) - 339071
НТВ (www ntv.ru) - 298379
Утро.ру (www.ytro.ru) - 189035
KM (www.km.ru) - 168352
Вести.ру (www.vesti.ru) - 154358
Независимая газета (www.ng.ru) - 121983
Национальная служба новостей (www.nns.ru) - 115253
News.port.ru - 108513
List.news.ru - 101601
OM-online (www.om.ru) - 94151
Радио "Эхо Москвы" (www.echo.ru) - 89869


// Коммерсантъ-Власть. 2000. 5 дек.


Источник: http://www.nethistory.ru/biblio/1049225622.html
Категория: Интернет-журналистика | Добавил: kgu-journalist (24.12.2008)
Просмотров: 1194
Всего комментариев: 0

avatar
 
Яндекс цитирования Rambler's Top100                                                                                           
Рейтинг@Mail.ru
Copyright Copyright kgu-journalist © 2017
Сайт создан в системе uCoz