Пятница, 26.04.2024, 21:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Неофициальный сайт журфака КГУ
Форма входа
Меню сайта

Категории каталога
Интернет-журналистика [37]
Новости журналистики [8]
Статьи по теории журналистики [35]
Заработок: Копирайтинг, рерайтинг, фриланс [29]
Жанры журналистики [28]
Журналистика для начинающих [30]
Практика журналистики [14]
Видео по журналистике и филологии [35]
Вакансии для журналистов и копирайтеров [16]

Друзья сайта

Сайты курских СМИ

Наш опрос
Зарабатываете ли Вы с помощью журналистики в Интернете?
Всего ответов: 1475

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

| Рейтинг: 0.0/0 |
Главная » Статьи » Интернет-журналистика

Коляда С. Интер в обожке
Российский сегмент Интернета активно пополняется медиапроектами. Сегодня спрос на новости и аналитику в Рунете удовлетворяют не только чисто сетевые СМИ, но и пришедшие позже "он-лайновые" версии газет, радиостанций и телеканалов. Однако лишь немногие Интернет-издания в зоне "ru" задуманы как бизнес-проекты - большинство сетевых массмедиа нацелены на политические дивиденды.

Непечатный бизнес

Интернет-издания - одна из наиболее привлекательных ниш для инвестиций в Рунете. "Входной билет" в сетевой медийный бизнес стоит сравнительно недорого: от $50 тыс. до $100 тыс. в зависимости от масштаба проекта. Для сравнения, организация "бумажного" издательского процесса стоит как минимум в 10 раз дороже, а создание электронного СМИ (телестудии или радиостанции) - в десятки раз дороже. Это понятно - для создания публикаций в Интернете не нужна дорогостоящая полиграфическая техника или передатчики, лицензирование издательской деятельности в Рунете факультативно, а сетевое СМИ может обойтись всего десятком штатных сотрудников (программисты, верстальщики, редакторы и менеджеры) - в то время как внештатные журналисты могут работать из дома, не занимая площадь офиса, не требуя компьютеров и связываясь с редакцией по электронной почте. Та же электронная почта, форумы и чаты помогают мгновенно получать отклики от читателей, хотя для наиболее "раскрученных" интернет-СМИ подобная интерактивность уже не является жизненно важной.


Традиционные бумажные и электронные СМИ по-прежнему более влиятельны, чем их виртуальные коллеги, хотя если речь идет об интернет-версии оф-лайнового СМИ, то на него, как правило, тоже распространяется "раскрученность" несетевого брэнда.

По данным Национального института прессы, в России насчитывается не менее 1200 регулярно обновляемых электронных изданий, из которых две трети имеют печатную версию. По более скептическим оценкам, действующих интернет-СМИ не более трех сотен, однако только издания, входящие в первую десятку по популярности, могут рассчитывать на значительные доходы в будущем. Дело в том, что сетевые массмедиа рассчитаны на получение доходов от продаж своих рекламных площадей (см. график), а сетевые медиапроекты, не входящие в первую десятку по посещаемости, в России имеют приблизительно 2-3 тыс. посетителей в день, чего для проведения полномасштабной рекламной кампании явно недостаточно.
Тем не менее перспективы роста популярности сетевых изданий не так уж плохи. По оценке системы статистики SpyLOG, за 2 недели с начала олимпийских игр скачок спроса на информацию о спортивных мероприятиях в Сиднее составил 600% (измерения проводились среди 10 информационных интернет-ресурсов, посвященных Олимпиаде). Справедливости ради стоит отметить, что после окончания олимпиады посещаемость упала столь же существенно, сколь и возросла. После пожара на Останкинской телебашне Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) выявил, что 7% опрошенных москвичей и жителей Подмосковья (то есть 1, 1 млн. человек) видят в Интернете альтернативу телевизору.

Стоит отметить, что сетевую среду для распространения массовой информации в России оценили достаточно давно - еще во время путча 1991 года в условиях блокады традиционных СМИ сводки о событиях в Москве передавались на Запад по сетям "Релкома". В 1996 году Антон Носик начал вести ежедневную колонку "Вечерний Интернет" (www. cityline.ru/vi) на сервере московского интернет-провайдера "Ситилайн". В 1997-1998 годах наиболее заметными сетевыми изданиями были "Русский журнал" (www.russ.ru), dz online (обозрение Дмитрия Завалишина), Polit.ru (основатель - Модест Колеров), Gazeta.ru (при поддержке НК ЮКОС), Lenta.ru (проект Антона Носика и Фонда эффективной политики).

А в конце 1999-го - начале 2000 года в медиасектор Рунета пришли очередные вложения - "дочка" "Медиа-Моста" ООО "Мемонет" купила лицензию на русскоязычное издание сайта www.msnbc.ru, сменился спонсор (а с ним и команда) у проекта Gazeta.ru, РИА "Росбизнесконсалтинг" (РБК), запустившее в конце сентября проект сетевой газеты Utro.ru, продало в ноябре 75% акций издания американской Media Press Corp., выпускающей в Нью-Йорке эмигрантскую русскоязычную газету "Экспресс" (по словам руководителя проекта Utro.ru Михаила Гуревича, "Экспресс" так ни разу и не сделал финансовых вливаний в российское интернет-издание, и сегодня Utro.ru получает подпитку от своего учредителя - РБК, при этом, однако, регулярно поставляя новости для нью-йоркского "бумажного" партнера).
Бум инвестиций в проекты Рунета, пришедшийся на конец зимы - весну 2000 года, не обошел стороной и интернет-издания. Руководитель исследовательского департамента ФЭП Иван Давыдов в своем докладе "Массмедиа российского Интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации" утверждает, что таким образом интернет-СМИ приготовились к выборам в Госдуму и последовавшей за ними президентской гонке. В феврале девелоперская группа Plaza, контролируемая Умаром Джебраиловым, объявила о запуске проекта obozrenie.ru (из-за неправильной маркетинговой политики этот ресурс пришлось закрыть и "открыть заново" уже в октябре этого года). А в марте инвестиционный консорциум "Русские фонды - Orion Capital Advisors" (акционер портала Rambler.ru) приобрел 80% акций Lenta.ru у ФЭПа и Антона Носика за $400 тыс. и отказался от покупки интернет-издания Polit.ru. До сделки предполагалось, что Lenta.ru и Polit.ru будут сообща поставлять наполнение для портала Rambler.ru по модели информационной службы американского портала Yahoo! , которая использует различные источники новостей, однако "Русские фонды" решили не создавать внутреннюю конкуренцию в интернет-холдинге и ограничились покупкой только одного СМИ.

Новый виток активности на рынке медийных проектов пришелся на конец лета - начало осени 2000 года. Один за другим стартовали три амбициозных интернет-СМИ. В августе открылся портал postfactum.ru, объединяющий информацию ОРТ, Издательского дома "Коммерсант" и Агентства политических новостей и ставший "стартовой" страницей для абонентов "Ситилайна". В сентябре начал работу информационный сервер компании НТВ - Ntv.ru, а в октябре ФЭПом была запущена "национальная информационная служба" Strana.ru. Все три проекта должны создавать политическое лобби на региональных губернаторских выборах. Правда, разным политикам.


Доходы от продаж


"Чистым" он-лайновым СМИ приходится соревноваться по оперативности с традиционными оф-лайновыми источниками (в первую очередь - с радио и телевидением) и их сетевыми придатками. Российская сетевая пресса пока что не окупает себя и нуждается в спонсорстве (бесплатные услуги по размещению страниц СМИ на Интернет-серверах провайдеров, низкая арендная плата за офисное помещение, единовременные инвестиции). Так, аналитики из Rye Man & Gor Securities оценивают средние операционные расходы сетевых изданий в $10-40 тыс. ежемесячно в зависимости от размера издания и количества журналистов. В то же время доходы он-лайновых массмедиа редко превосходят $10 тыс. ежемесячно. Поэтому интернет-СМИ идут на различные ухищрения не столько для того, чтобы развиваться, сколько с целью выжить. Например, сетевая газета Utro.ru заключила контракт с поставщиком компьютерной техники - компанией "Патриарх" и в обмен на интернет-рекламу получила партию офисных компьютеров. Сетевые СМИ пока не могут брать денег за подписку - слишком велика конкурентная борьба за посетителей. "Любое предложение платить подрывает интерес пользователя к информационному ресурсу", - говорит главный редактор Gazeta.ru Владислав Бородулин. В дальнейшем информационные Интернет-ресурсы могли бы сделать платным доступ к собственным архивам (пока из-за "молодости" самих сетевых медиапроектов размеры этих архивов невелики).


Впрочем, Михаил Гуревич утверждает, что несколько сетевых изданий перешли на самоокупаемость, однако характер ее не финансовый, а политический. "Проекты ФЭПа вряд ли были нацелены на финансовую окупаемость, а та часть разработок фонда, которая была продана, попросту не выполнила политический заказ", - заявляет он.

В конкурентной борьбе за пользовательское внимание появились и первые проигравшие. Открывшийся в начале июня 2000 года информационно-развлекательный "сервер о вкусной и здоровой жизни" Pole.ru просуществовал всего три месяца, и 8 сентября инвестором - американской Cluve Corp. - было объявлено о начале реструктуризации и реорганизации бизнеса.

По мнению некоторых участников рынка, проект Pole.ru, под который привлекались лучшие менеджеры, журналисты и программисты, мог бы успешно существовать, если бы объединился с одним из крупных игроков интернет-рынка. Так, например, значительная часть посетителей попадает на сайт Lenta.ru с портала Rambler.ru, а на страницы интернет-газеты Utro.ru - с ресурсов "Росбизнесконсалтинга", на Postfactum.ru - с "Ситилайна", Ntv.ru завлекает посетителей телерекламой после каждого выпуска новостей, a Strana.ru использует для привлечения читателей методы public relations.


"Медийный сектор Интернета является, возможно, наиболее активно развивающимся в России. При этом ситуация, сложившаяся сегодня в этом секторе, может быть охарактеризована как кризисная", - утверждает Иван Давыдов.


Интересно, что среди участников рынка интернет-СМИ находятся те, кто верит в то, что рекламная модель, на которой построены их издания, когда-нибудь начнет приносить ощутимые доходы. "Если прогнозы по объему рынка рекламы сбудутся, то к 2003 году мы сможем перейти на самоокупаемость", - говорит Владислав Бородулин.


Однако, несмотря на общее положение на рынке интернет-СМИ, в отрасли имеются и свои победители - это информационные агентства, которые получают доход от подписки на новости. Например, холдинг РБК объявил прогноз о своих доходах в $2 млн. только от подписки на информационные каналы к концу этого года.


По некоторым относительным параметрам рынок интернет-СМИ уже догнал рынок своих бумажных изданий. Так, экспертный совет Российской ассоциации рекламных агентств, чьи оценки объемов рекламного рынка принимаются за официальные, определил общий рекламный бюджет печатных СМИ на 1999 год. в $260 млн, а их долю в общем рекламном бюджете всех СМИ - в 34%. В прошлом году в газетно-журнальной индустрии превышение расходов над доходами составило около $1 млрд. - это оценка Союза распространителей печатной продукции. Таким образом, сетевые средства массовой информации практически сравнялись по убыточности с традиционными.


Кому нужны газеты


Традиционный медиабизнес не спешит целиком и полностью переходить в Интернет. Поэтому сетевые версии большинства российских оф-лайновых изданий уступают по популярности даже не самым крупным интернет-медиа. Тем не менее эксперименты по созданию Интернет-версий традиционных СМИ продолжаются.


Очевидно, что в долгосрочном периоде крупным оф-лайновым игрокам (в особенности газетам) придется сильно изменить свою стратегию. Для электронных версий газет возможны два варианта - либо ускорить обработку и увеличить количество новостей, приблизившись по этому показателю к информационным агентствам, либо сделать акцент на аналитических материалах и примкнуть к издателям журналов.


Чтение с покупками


Еще одно заметное явление - самостоятельные новостные службы у ведущих российских игроков портального бизнеса. Например, свою информационную службу открыли компании Port.ru (news.port.ru), netBridge (news.list.ru), Runet.com (Intermedia.ru). Безусловно, по качеству эти новостные ленты отстают от информационных Интернет-ресурсов ФЭПа, однако цель их создания похвальна - создавая дополнительную стоимость самим компаниям, ленты новостей привлекают покупателей к интернет-магазинам или торговым системам, включенным в состав порталов (torg.ru - универсальная торговая система, 24х7.ru - книги и компакт-диски и biletik.ru - билеты на зрелищные мероприятия, информация о которых размещена на портале Intermedia.ru, соответственно). Подобная схема реализована и на мультипортале "Кирилл и Мефодий" (Km.ru). А недавно открывшийся вертикальный портал ptichka.ru Интернет-холдинга Enter International также заманивает покупателей кормов и лекарств энциклопедией о животных и небольшими новостными заметками.


// Коляда С. Коммерсантъ. 2000. N 211. 10 нояб.
Категория: Интернет-журналистика | Добавил: kgu-journalist (24.12.2008)
Просмотров: 2106
Всего комментариев: 0

avatar
 
Яндекс цитирования Rambler's Top100                                                                                           
Рейтинг@Mail.ru
Copyright Copyright kgu-journalist © 2024
Сайт создан в системе uCoz