Региональные СМИ, не успевшие в более благополучные времена обзавестись своей версией в Интернете, сейчас решили отложить это до лучших времен. И совершенно зря.
Именно сейчас это как никогда доступно и дешево. Простой сайт
можно сделать силами редакции либо очень дешево, либо совсем бесплатно.
При этом он может оказаться гораздо более эффективным, чем сайт,
заказанный специальной студии.
Если у вас уже есть сайт, и он вас вполне устраивает во всем, кроме посещаемости, начните с шага шесть – «Продвижение». Итак, начинаем.
Шаг первый - выбираем систему управления содержанием (Content Management System или СMS).
Поскольку мы говорим о дешевом сайте - или, как сейчас модно
говорить, антикризисном, выбираем из бесплатных систем. Если в
распоряжении редакции нет человека, имеющего опыт работы с какой-то
конкретной системой, выбирать, скорее всего, вы будете между системой Joomla!, Wordpress или Drupal (хотя есть и другие – поищите информацию в Интернете).
Для
начала посетите сайты, где можно скачать самую последнюю бесплатную
русифицированную версию этих программ и получить всю необходимую на
первых порах информацию, например, drupal.ru, mywordpress.ru, joom.ru.
Наиболее сложен в освоении человеком, не имеющим специальных
навыков, drupal.ru, но даже его на начальном уровне примерно за неделю
вполне способен освоить непрограммист.
Джумла - старая проверенная система, однако многие функции,
свойственные для современного СМИ (например, возможности добавления
комментариев пользователей к новостям) по умолчанию не включены - то
есть, как и в случае с друпалом, придется повозится подольше.
Wordpress - движок, имеющий множество готовых шаблонов
оформления и сборок, в том числе для СМИ. Есть и платные версии
вордпресса, которые вполне по карману даже районному СМИ.
Шаг второй - выбираем хостинг.
То есть, услугу по размещению вашего сайта в интернете.
Хостинги тоже бывают совершенно бесплатными (наберите в поисковой строке
«бесплатный хостинг», и вы не сможете сосчитать все предложения),
однако бесплатно вы вряд ли сможете пользоваться доменом второго уровня -
типа *www**.**sait**.**ru* <http://www.sait.ru/>, и за бесплатное размещение вынуждены будете размещать чужую рекламу, поэтому нужно все-таки немножко заплатить.
Немножко
- это примерно 300 рублей в месяц, а может, и меньше. За эти деньги вы
получите ресурсы, вполне достаточные для сайта районной газеты.
Большинство хостинг-провайдеров в придачу к своим услугам
дарят клиентам и домен, то есть право в течение определенного срока
пользоваться доменным именем. Некоторые провайдеры также предлагают
пакеты услуг с предустановленными популярными движками - возможно, этот
вариант вам покажется самым простым и привлекательным.
Шаг третий - выбираем доменное имя.
Скорее всего, оно будет как-то перекликаться с названием вашей газеты. Такой домен как, например, как znamjapravdi, скорее всего, свободен. Но может быть, вам захочется найти какое-то изящное сокращение.
Может быть, стоит оттолкнуться от того неформального названия, которым читатели и журналисты привыкли называть газету.
Как спрашивают газету в киоске? Вот так и назовите сайт!
Шаги четвертый и пятый: создаем сайт и заливаем его на хостинг.
Итак, используя выбранный движок (СMS), руководствуясь информацией, найденной на соотвествующем сайте, создаем сайт.
Его можно создать сначала автономно, а потом залить на
хостинг, однако не будет большого вреда, если вы сначала установите СMS и
будете создавать свой сайт прямо в Интернете - ведь пока вы не
приложите к этому специальных усилий, пользователи Интернета просто не
будут замечать ваш сайт.
Технические подробности опустим - руководствуйтесь советами
более опытных пользователей, найденными в Интернете, а также
инструкциями хостинг-провайдера, вопросы задавайте техподдержке
хостинг-провайдера.
Пожалуй, в техническом отношении это самая сложная часть
работы и если вы готовы немножко заплатить - найдите исполнителя для
прохождения именно этого этапа. Если же исполнителя нет - делайте сами.
Не боги горшки обжигают.
С содержанием сайта у вас не должно быть проблем: заполните
страничку о газете, дайте контактную информацию и начинайте выкладывать
материалы газеты.
Для начала, например, только новости. Когда войдете во вкус, возможно, решите, что новости имеет смысл публиковать каждый день - раньше, чем они появятся в газете.
Шаг шестой: продвижение
Для начала нужно сделать так, чтобы ваш сайт был «виден»
поисковыми системами. Обычно новые сайты поисковики находят по ссылкам.
Чтобы ускорить процесс, зарегистрируйтесь в самых популярных - прежде
всего, в Яндексе. Если вы остановитесь на этом, то Яндекс вас найдет, а
вот пользователи Яндекса - вряд ли.
Ваша цель – сделать так, чтобы пользователи, которым на самом
деле интересны новости вашего района, видели сайт вашей газеты, так
сказать, «во первых строках» выдачи. То, какие сайты попадают в
первые строчки, зависит от сложного алгоритма, описание которого
занимает толстую книжку. Читать ее опасаются даже сами владельцы
поисковых машин.
Однако в основном все сводится к двум факторам: количество
ссылок на сайт или конкретную страницу и совпадение содержания сайта или
его конкретных страниц с тем запросом, который ввел пользователь.
По ссылкам, которые ведут на сайт, поисковая система судит о его «авторитете». А пока на вас никто не сослался - ссылайтесь на себя сами.
Например, зарегистрируйтесь в авторитетных каталогах сайтов
(пошлите запрос в Яндекс Каталог - сайт районного СМИ, скорее всего,
возьмут туда бесплатно), предложите хорошим информационным сайтам
региона публиковать материалы о районе с активными ссылками на вас.
Если сотрудники газеты имеют блоги или странички в социальных сетях, попросите их поставить ссылки и там.
Не лишним будет поизучать статистику того же Яндекса: какие
запросы делают пользователи вместе с названием вашего района? Возможно,
на вашем сайте следует сделать справочный раздел, где будут специально
созданные странички, удовлетворяющие любопытство пользователей.
Пусть ключевые слова будут в заголовках (Title) этих страничек. Неплохо также выделить их жирным шрифтом.
Приведение странички в вид, ласкающий глаз поискового робота,
называется оптимизацией. Однако не переусердствуйте с ней - главные ваши
читатели все-таки не роботы, а жители района.
Скорее всего, главным (и не исключено, что единственным)
конкурентом вашего сайта станет районный сайт с форумом. Определитесь:
так ли уж нужно вам конкурировать. Не лучше ли сотрудничать и меняться
аудиторией?
Например, вы можете разместить на сайте баннер в обмен на рекламу на ваших страницах.
Кстати, если сайтостроение, несмотря на все вышесказанное,
кажется вам сложным, самые ближайшие помощники - это как раз создатели
районного сайта. Если же такого сайта вдруг нет - эту нишу просто обязан
занять сайт вашей газеты или телеканала.
И тогда вопрос о том, как привлечь молодую аудиторию, можно будет считать снятым с повестки дня.
Ну и, конечно, не забывайте о самом доступном и естественном для вас средстве продвижения: рекламируйте сайт в газете!
Шаг седьмой: войдите в систему Яндекс.Новости.
Когда вы убедились, что сайт готов и выглядит достаточно
привлекательно, и все обнаруженные «косяки» и несуразности устранены
(процесс «чистки» сайта, кстати, чем-то напоминает выпуск газеты,
приятно отличаясь от него отсутствием жесткого графика сдачи в
типографию), перейдите по ссылке внизу «Информация для СМИ», прочитайте
внимательно и отправьте запрос в Яндекс. Далее следуйте инструкциям.
Учтите: Яндекс пришлет вам технические условия, для выполнения
которых вам может опять потребоваться помощь специалиста. Однако
работа, которую предстоит выполнить, несложная, и стоить она будет
недорого - максимум две тысячи рублей.
Исполнителя можно искать не в своем районе, а все на том же сайте, посвященном выбранному вами движку.
Вход в систему влияет на посещаемость сайта самым благотворным
образом, а поскольку войти в нее могут только СМИ, вы сразу на
полкорпуса опережаете всех своих конкурентов, СМИ не являющимися.
Шаг восьмой: совершенствуйте сайт.
Заниматься сайтом и улучшать его содержание нужно постоянно.
Ну, хотя бы не забывайте оперативно выкладывать материалы газеты.
Наберитесь терпения: хорошая посещаемость появится не сразу.
Но расти она будет, и если уделить проекту достаточно
внимания, когда-нибудь он может стать вполне серьезным источником
дополнительных рекламных поступлений в ваш бюджет.
Елена АРБАТСКАЯ, доцент кафедры журналистики Тюменского государственного университета.
"Журналистика и медиарынок". № 10, 2009. |