Блоги как главная альтернатива СМИ в XXI веке
В августе 1999 года был открыт сайт Blogger - первая в мире бесплатная блоговая служба.
За 10 лет блоги
проделали путь от причуды Интернет-фанатов до реальной альтернативы
средствам массовой информации, своеобразной теневой медиа-империи,
соперничающей с ними по уровню политического влияния, превращающейся в
информационный канал для серьезных новостей и комментариев. Стирается
грань между политическими блогами и «большой журналистикой». До сих пор
остается спорным вопрос о том, стоит ли относить блоги к новым средствам
массовой информации.
Владельцы блогхостингов не называют
блоги средствами массовой информации. Их мотивы прозрачны. При таком
подходе блоги не подпадают под действие закона о СМИ и избегают
ответственности за содержание. Владельцы СМИ, напротив, говорят, что
блоги невозможно не называть СМИ, имея в виду совпадение их базовых
характеристик и функций. Совокупность массовой информации, проходящей
через блоги, сопоставима с информацией, проходящей через СМИ, но между
ними есть существенная разница. В СМИ установлены жесткие требования к
форме подачи и содержанию информации. Уровень журналистских материалов
должен быть высоким, информация СМИ должна быть достоверной,
соответствовать принятым нормам (не наносить оскорблений, воздерживаться
от скоропалительных и компрометирующих выводов, не быть нелегально
заимствованной у других СМИ (плагиат) и другое), должна соответствовать
определенному жанру, быть актуальной и т.д.
Эти требования
становятся необязательными для блогов. Кроме того, в блогах информация
приобретает специфические черты: она становится массовой не только
потому, что ориентирована на большую аудиторию, а потому, что ее
произвела массовая аудитория. По статистике, лишь у 40 авторов в России
больше 10 000 читателей. Значит, учитывая общий охват аудитории
блогосферы, можно рассчитать, что информацию в ней распространяют
несколько сотен и даже тысяч независимых и непредвзятых авторов.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИОННЫХ СМИ И БЛОГОВ
Блогосфера изобилует двумя основополагающими для СМИ элементами:
информацией и аудиторией. Таким образом, тесное взаимодействие СМИ и
блогов выгодно обоим участникам и имеет ряд характерных черт. Существует
даже такое явление, как "паразитизм" СМИ на блогах. Сотрудничество
блогосферы со СМИ и другими институтами, занимающимися сбором,
обработкой и распространением информации, заключается в
заимствовании фактической информации – это взаимодействие на уровне контента; заимствовании данных об аудитории и ее интересах, заимствовании самой аудитории и заимствовании услуг аудитории.
Поговорим подробнее о четырех формах заимствований:
1) Заимствование фактической информации. Поскольку главным продуктом
производства и продажи СМИ является информация, СМИ стремятся добывать
ее максимально быстро и эксклюзивно. В отличие от ограниченных личным
пространством людей телефонов и писем, блоги – публичное хранилище
личной информации, может быть, первое в истории такого рода. Журналисты
начинают использовать блоги при поиске уникальной информации. Не весь
объем проходящей через блоги информации является массовой, однако
распространенные случаи ее использования журналистами свидетельствуют о
ее таковом потенциале, а также делает массовым часть личной информации.
Процесс объективного отбора новостей из общего потока сведений,
ежедневно проходящих через блогосферу, на уровне ручного отбора
осуществим с большими трудностями. Массовость и популярность – одна из
причин заимствования в блогах информации, ее тематики традиционными
СМИ: популярные темы интересны пользователям. Вторая причина –
эксклюзивность информации. Автоматические методы анализа контента
блогосферы разработаны кампаниями Яндекс и в меньшем объеме –
Liveinternet.ru. Однако они позволяют отследить в основном только
массовые информационные движения. Для индексации эксклюзивных сведений у
поисковых систем нет определенного алгоритма, и она часто остается
"холостой". "Эксклюзивная" информация находится в блогах
известных людей и корпораций. Их активное использование может привести к
упразднению рассылок, пресс-релизов и организованного информирования
журналистов в пользу массового оповещения своей целевой аудитории через
блоги. Примеры заимствования фактической информации: В блоге на
своем фан-сайте бразильский наставник ЦСКА Зико поведал поклонникам о
том, чем занимался во время паузы в чемпионате, и поделился мыслями о
растущей силе российской премьер-лиги. http://www.sovsport.ru/news/text-item/327232
Первый канал" обокрал блоггера: В
одном из выпусков передачи "Другие новости" на "Первом канале"
прозвучал текст, практически дословно повторяющий публикацию о Томе
Крузе и Кэти Холмс из блога о знаменитостях "Сплетник" (Tattler.ru). При
этом никакого упоминания источника в телесюжете не было. На сайте
телекомпании можно найти доказательства плагиата, то есть видео и
расшифровку текста. http://www.webplanet.ru/news/business/2007/03/23/tattler_1tv.html
2) С другой стороны, блоги – это канал свободного доступа к массовой
аудитории. За счет популярности и доверия аудитории блоги используются
как канал свободного массового распространения информации, способной
активировать аудиторию и спровоцировать ее на действия. Аналогично со
сдвоенным рынком товаров и услуг, блоги как технология бесплатно
предоставляют, с одной стороны, контент и, с другой, - доступ к массовой
аудитории. Блоги – пространство, ради которого нарушается закон РФ об
авторском праве: многие СМИ, запрещающие использовать свой контент без
письменного согласия редакции, например Коммерсант, Ведомости, дают на
сайте коды статей "для размещения в блогах", т.е. поощряют нелегальное
распространение своего контента по этому каналу. Вероятно, они
воспринимают блогосферу прежде всего как источник аудитории - и только
потом как конкурента. Блоги с точки зрения СМИ насыщены самым ценным
ресурсом в информационном пространстве - аудиторией. Видами воздействия и агитации через блогосферу на аудиторию становятся: а)
побуждение к конкретным физическим действиям – выход на митинг,
написание писем и другие. Для примера можно взять статью "Роль интернета
в молдавских событиях". ( http://www.dw-world.de/dw/article/0,,4168190,00.html?maca=rus-yandex_new_comments-325-xml
, "Социальные сети и SMS как объединяющая сила": описание организации
митинга протеста, перешедшего в масштабную разрушительную гражданскую
акцию, с помощью социальных сетей, блогов и электронных средств связи) б)
побуждение к чтению СМИ, примеры, когда СМИ раскручивается через блоги,
реклама электронной, бумажной, аудио или видео версии СМИ. в)
использование доступа к аудитории для перемены ее мнения, попытки
оправданий, восстановления своего имиджа или полуофициальных заявлений
публичных лиц. г) использование доступа к массам для размещения рекламы – прямое использование блогов в рекламных целях по модели СМИ.
Примером могут служить оплаченные записи про интернет-магазин "Утконос" ( http://radulova.livejournal.com/854192.html )
3) С третьей стороны, блоги дают информацию о пользователях: об их
интересах, настроениях, количестве, желаниях и т.п. Эта информация
полезна как для социологов, так и для журналистов, политиков и всех, кто
работает с массами. Журналисты тестируют темы для разработки, политики
планируют свои публичные образы и программы, специалисты в области
рекламы проверяют реакцию на свои проекты и ищут источники новых идей и
т.п. Пример популярного сообщества, проводящего социальные опросы
читателей на злободневные темы: http://community.livejournal.com/opinion_ru/30646.html ; широко распространено сообщество работников сферы рекламы: http://community.livejournal.com/ru_advert/ .
4) Кроме того, существует такое явление, как заимствование услуг
блоггеров. В отличие от первого пункта заимствований, где отбирается
нужная информация из уже существующей, написанной, здесь является пример
запланированного использования услуг блоггеров как журналистов
(производителей новостей). Примером может служить такой факт: Блоггеров приравняют к СМИ на саммите G20 ( http://webplanet.ru/news/service/2009/03/20/g20.html) На
саммите G20, который пройдет в следующем месяце в Лондоне и соберет
представителей двадцати главных мировых держав, наравне со средствами
массовой информации будут работать авторы наиболее известных мировых
блогов, - сообщает Sky News. Пятьдесят топ-блоггеров смогут "от имени
общественности" задавать политикам вопросы, в том числе касающиеся и
основной темы саммита - выхода из мирового кризиса. По словам
организаторов встречи на высшем уровне, у обычного гражданина довольно
мало возможностей пообщаться с премьер-министром, однако у него
наверняка есть вопросы и какие-то антикризисные предложения. Именно
донесением гласа народа до "высших сфер" и будут заниматься блоггеры.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОГОВ КАК СМИ
Американец Хью Хьюитт, которого в США называют "первым историком
блогализации", считает, что блоги кардинально меняют суть журналистики.
Традиционная журналистика опирается на факт: интересный факт способен
"создать" новость. Блог делает ставку не на факт, а на мнение об этом
факте. Фактически, это означает, что эхо становится важнее, чем голос
человека. Кроме того, блоги воплощают идею децентрализации средств
массовой информации, доводя ее до абсолюта. С начала 20 века в мире
формируются медиа-империи, которые формируют мировое общественное
мнение. Однако блоги (разрозненные и исповедующие совершенно различные
точки зрения) уничтожают их влияние. По его словам, "медиа-империям
крайне сложно дебатировать с блогами, как сложно медведю противостоять
миллионам пчел". Существует оборотная сторона у легкости в
выражении народного мнения устами народа (или якобы его устами).
Учитывая, что блоги – это средство массовой коммуникации с
отсутствующими входными барьерами, они представляют собой поле для
намеренного распространения недостоверной или предвзятой информации.
Блоги широко используются как инструмент манипуляции и оружие в
информационных войнах, как и традиционные СМИ. Например, волна
возмущения против результатов выборов в Иране, поднявшаяся в блогах в
июне 2009 года, по некоторым сведениям, была сфальсифицирована
соединенными штатами Америки: "Самыми активными авторами [блогов] в
первые дни после выборов стали лица, зарегистрировавшиеся 13 июня
(некоторые - с одной и той же фотографией), указавшие в качестве
месторасположения Иран (хотя там не находились) и сразу забросавшие
других пользователей десятками тысяч депеш на английском. Трое самых
активных мгновенно удостоились внимания правой израильской газеты The
Jerusalem Post. О том, что результаты выборов "подтасованы", некоторые
[блоггеры] сообщали каждые десять минут. Откуда же настолько мощное,
оглушительное возмущение якобы "граждан Ирана"? (учитывая, к тому же,
что на Иран приходилось 0,6% всех пользователей, на Соединенные Штаты -
44%.)" (Известия, Дмитрий Воскобойников "Чирикающие в темноте" http://www.izvestia.ru/voskobojnikov/article3130106/
). Автор полагает, что все возмущения блоггеров – это "спектакль",
устроенный США и давший им формальный повод для обвинения Ирана в
нелегитимности выборов и оспаривания их результатов. Несколькими
месяцами ранее, осенью 2008 года во время и после военных действий на
Кавказе также был зафиксирован необычайно яркий пример манипулирования
информацией с помощью блогов. Дневники сыграли "диверсантскую" роль: за
счет распространения в блогах различных сведений недоброжелатели могли
вмешиваться в официальные информационные потоки России и других стран.
Популярная, массовая информация из блогов активно распространялась
официальными СМИ, и российскими, и зарубежными. Осенью 2008
через блогосферу в СМИ был осуществлен "вброс" сфальсифицированной
информации о том, что в России участились поисковые запросы "аборт",
"прерывание беременности" и "оружие". Авторы поясняли информацию: "в
связи с кризисом женщины в России боятся рожать, поэтому стали
запрашивать у поисковиков информацию по абортам, а мужчины запасаются
оружием против таджиков". Всплеск количества этих запросов в поисковиках
был создан специально, искусственным путем, частично - за счет роботов.
Реально не было зафиксировано увеличения ни количества абортов, ни
запросов этой темы в поисковых системах. (http://rusanalit.livejournal.com/540614.html?thread=5705926#t5705926)
Эти записи с псевдо-наблюдениями, обрисовывающими отрицательное
положение дел в России, заинтересовали журналистов из официальных СМИ, и
они попали в прессу: сначала в российскую, потом – в западную. Это
прецедент современной интернет-пропаганды: через вброс недобросовестной
информации в русскоязычные блоги идет существенное влияние на имидж
России в мировом сообществе. Таким образом, блоги дают возможность любым
структурам оказывать влияние на информационные поля любых государств.
Поскольку защита от подобных внутренних "подрывов" имиджа и безопасности
проявляется в максимально сложно и болезненно прорываемой "блокаде",
возможно, в будущем распространение информации в блогах будет затруднено
по сравнению с ее текущим свободным распространением, или будут введены
ограничения для СМИ в использовании информации из блогосферы. С другой
стороны, может быть качественно пересмотрен статус информации из блогов
(в сторону повышения), с усилением гражданской ответственности и меньшим
злоупотреблением при распространении слухов.
ПРОГНОЗЫ ОТНОСИТЕЛЬНО БУДУЩЕГО БЛОГОСФЕРЫ
Примечательно появление футурологических прогнозов о власти
информационных сетей, в том числе блогов. Согласно этим оценкам, власть в
новую эпоху сосредоточится в руках слоя "нетократов" (от англ. net -
сеть и греч. kratos - власть). Их влияние, как считается, будет
основываться на положении, которое они занимают в качестве лидеров и
"кураторов" виртуальных сообществ, из которых состоит сетевое общество.
Признаки зарождения слоя "нетократов" наметились в развитых странах в
кругах, формирующих моду, привычки, стили поведения и потребления.
Специфика нетократии проявляется в том, что она не соприкасается с
государственными властями, воздействуя на общество в той плоскости,
которая далека от традиционной сферы компетенции политической власти.
Сегодня представители этого слоя сосредоточиваются в больших городах,
где существует особая творческая атмосфера, позволяющая им свободно жить
и творить. Появляется новая "нетократическая элита", претендующая на
определение будущего развития и существования человечества.
Не
до конца оформлена важная связка нетократии и гражданского общества. С
одной стороны, «нетократы» ограничивают доступ консьюмтариата (от англ.
consumer proletariat — пролетариат потребителей) к эксклюзивной
информации, составляющей основу их власти и самоидентификации. И этот
элитаризм нетократии угрожает гражданскому обществу, так как
информационные сети высшего уровня, в отличие от сетей низшего уровня,
непрозрачны для широких масс. Действительно, нетократические пирамиды
строго иерархизированы, а членство в сетях соответствующего ранга
(классовая принадлежность) определяется креативностью и способностью
индивида создавать новую «информационную стоимость». С другой стороны, в
высшие эшелоны нетократии может попасть практически любой пользователь,
умеющий быстро адаптироваться к масштабным информационным потокам,
свободно в них ориентироваться и производить на основе приобретенных
знаний (а знание в информационном обществе – главная сила)
метаинформацию. И этот демократизм нетократии не только привлекает в
сетевые информационные сообщества все новых членов, но и представляет
определенную и вполне осязаемую угрозу для самих основ ее власти. Автор
исследования - Мария Панюшева, факультет
журналистики МГУ Читать полностью на medianomika.ru
Также читайте статью Заработок для журналиста в Интернете. Как начать «свободное плавание»
|