В отношении написания Web-текста можно выделить
ряд особенностей, которые обусловлены спецификой Сети, и рассмотреть
некоторые общие принципы составления "бумажного" текста, приобретающие
для Web-текста определенную значимость.
ОСОБЕННОСТИ WEB-ТЕКСТА, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ СПЕЦИФИКОЙ СЕТИ.
1.
Web-текст должен быть небольшим по объему. Жестких требований к размеру
нет, но оптимальным для чтения считается текст не больше 5-7 тыс.
знаков.
2. Web-текст должен быть разбит на блоки с
подзаголовками. Поощряется структурирование информации с помощью
маркированных списков, а также различные способы выделения текста
(полужирный, курсив, подчеркивание). Кроме того, в Web-тексте красные
строки и абзацы могут выступать в роли своеобразных «знаков препинания».
3.
Web-текст, по сути, является гипертекстом, поэтому необходимо умело
использовать ссылки, обеспечивая непрерывность информации.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ WEB-ТЕКСТА.
Для
Web-текста применяется общепринятая форма подачи новостных материалов,
так называемая «перевернутая пирамида». В соответствии с данным
принципом, сообщение начинается с существенного, опорного факта,
который, в дальнейшем, только конкретизируется. В связи с этим особую
роль играет лид – первый абзац текста.
Лид должен быть кратким,
ясным, недвусмысленным и самодостаточным. Последнее требование означает
включение в лид суммы всех фактов, изложенных в тексте. Такой лид
называется «суммирующим» (summary Lead). Данное требование обязательно
для новостных материалов, статей, но в некоторых жанрах может
использоваться другой вид лида (например, в очерке). Всего их, по разным
данным, насчитывается до нескольких десятков видов (повествовательный,
обзорный, затяжной, философский и др.)
Существуют общие правила
написания лида вне зависимости от его вида. Нельзя начинать статью с
официальных титулов или полных наименований учреждений, с придаточного
предложения, с чисел, написанных цифрами, нежелательно также
использовать в начале текста цитаты.
Таким образом, в
информационных материалах всегда используется «суммирующий лид», который
иногда еще называется «емкий абзац». По мнению некоторых специалистов,
на долю заголовка и лида приходится до 70% общего смысла информации, и
только 30 % - на все остальное, независимо от количества строк в тексте.
В Web-тексте, к тому же, от качества лида зависит, перейдет ли читатель
дальше по ссылке, к основному тексту.
Важно отметить, что
принцип «перевернутой пирамиды» приобретает несколько иное значение в
отношении Web-текста. Каждая структурная единица Web-текста должна быть
самодостаточной и не отсылать читателя к уже прочитанному, в целях
экономии времени и денег.
ОСОБЕННОСТИ ИЗЛОЖЕНИЯ WEB-ТЕКСТА.
В
связи с ограниченностью объема Web-текста, для него приобретает особую
значимость информационная насыщенность материала. Хорошим считается
текст, который, по сути, невозможно законспектировать. В нем нет лишних
слов, ненужных оборотов, «воды», но в то же время не отрицается
возможность использования тропов. С тропами нужно обращаться осторожно,
так как недостаток художественности в тексте простительнее, чем
неточность содержания, которая может расцениваться не только как
безграмотность, но и как диффамация. Интернет-СМИ доступны
неограниченному числу читателей, поэтому степень ответственности
журналиста здесь особенно велика.
Таким образом, Web-текст должен быть лаконичным, ясным, информационно насыщенным, точным, емким, вполне художественным.
Здесь
рассмотрены особенности, выявленные практикой. Поскольку
Интернет-журналистика находится на этапе становления, невозможно в
полной мере очертить круг требований к Web-тексту.