Особенности онлайн-журналистики
4.1 Условия
Функции "технических" средств массовой информации (Интернета,
телевидения, радио) обеспечиваются :
- производством сигнала (конструкция сигнала)
- коммутацией (временное хранение данных)
- приемом сигнала (обратное форматирование)
В то время как печатные издания имеют единственной предпосылкой для своего
существования продажу, пользователи телевидения, радио и Интернет-изданий
не только должны иметь технические средства по приему и преобразованию
кода в сигналы, воспринимаемые человеческими органами чувств, но и иметь
элементарные навыки по их эксплуатации.
Расходы же на приобретение компьютера, текущие издержки и определенная
необходимая для обслуживания ПК компетенция уже изначальным являются препятствием
к пользованию онлайн-изданиями, да и работа в Интернете частично связано
с серьезным психологическим напряжением, так как пользователи постоянно
думают о телефонных счетах.
Онлайн-газета зависима также от времени ожидания во время так называемой
передачи данных и монитора. Последний обеспечивает обзор лишь ограниченного
пространства, вследствие чего зачастую возникает проблема "информационной
миопии". Чтобы решить ее, онлайн-СМИ должны предлагать различные средства
навигации и максимального обзора содержимого .
Онлайн-газеты должны читаться непосредственно с монитора, а именно "гипертекстово",
что, с одной стороны, освобождает руки при чтении, с другой - переутомляет
глаза. То есть, монитор отнюдь не является идеальным посредником в получении
информации: чтение текстов с монитора утомительно, а его скорость приблизительно
на 25 % ниже, чем при чтении печатных текстов.
Монитор существенно ограничивает воспринимаемый обзор площади, на которой
расположена информация, имеет меньше возможностей для размещения линейного
или плоскостной текстовой информации и допускает более сильную смесь мультимедиа
(включая аудио - и видеоэлементы).
Результаты исследования, проведенного в университете штата Огайо (США)
, показали, что читатели воспринимают текстовый онлайн-материал хуже,
чем его печатные аналоги. Предлагаемые с монитора тексты кажутся менее
достоверными и оказывают более слабое влияние на позиции читателей, чем
те же тексты, опубликованные в обычных газетах.
Однако так называемую "дружественность интерфейса" при разработке веб-страниц
можно повысить следующими мерами :
- Законченность и гармоничность макета сайта
- Завершенный дизайн веб-страницы
- Ограниченное количество применяемых цветов
- Черный шрифт на белом фоне (он лучше всего читается)
- Применение иных цветов только в графических объектах (иконки, логотипы
и т.д.)
- Четкая "иерархия" структуры страниц (напр.: заголовок - изображение
- текст)
- Ширина столбца должна быть не более 12 см,
- "Разрыхленный", не слишком плотный текст в блоках.
4.2 Актуальность и избирательность
Онлайн-издания печатных СМИ и вообще онлайн-журналистика предполагает
постоянное обновление, информация при этом может меняться ежечасно и даже
поминутно. Речь при этом может идти об оперативном освещении уже не конкретного
дня, а конкретных событий.
Существуют три возможности такой актуализации :
- Произвольное обновление: по мере подготовки материала
- Обновление с установленной периодичностью:сайт обновляется в определенный
момент, например, ежедневно или еженедельно
- Перманентное обновление:новости и сообщения размещаются на сайте сразу
по мере поступления из информационных агентств, от корреспондентов или
репортеров.
Некоторые онлайн-издания объединяют все три варианта актуализации, т.
е., например, некоторые рубрики сайтов месяцами остаются неизменными,
другие отделы обновляют свои блоки со строгой периодичностью, а отделы
новостей, наоборот, постоянно.
Реципиент (читатель) имеет возможность читать несколько разных газет,
иностранные печатные СМИ, а также старые выпуски, он имеет больше свободы
в решениях и выборе (избирательность).
4.3 Объем памяти и возможности архивирования
Интернет предлагает неограниченный объем памяти. Обновления следуют
одно за другим, но более старую информацию можно архивировать, превращать
в базу данных с возможностью легкого открытия необходимых документов.
И хотя реципиент имеет доступ к невероятному количеству информации, она
предоставляется ему в отсортированном и упорядоченном виде. Архив становится
частью общего продукта редакций, всегда доступной реципиенту. При этом
весь обширный архив оснащен поисковой машиной, позволяющей находить редакционные
материалы, упорядоченные по датам, темам и отделам. Архив способствует
росту качества продукта журналистики, внося прозрачность в корреспонденции.
Ведь читатель может легко составить общее впечатление и сделать обзор
какой-либо темы по дням, за недели, месяцы, годы.
4.4 Интерактивность
При употреблении понятия "интерактивность" в области СМИ, в особенности,
онлайн-СМИ, чаще всего различают представления, основанные либо на технических,
либо на социальных параметрах. Под техническими подразумеваются, в основном,
взаимодействия между пользователем и техническими средствами (человек
- компьютер), социальные - между пользователями, но посредством опять
же технических средств (человек - компьютер - человек).
Применительно к журналистике интерактивность определяется не цепочкой
"человек - человек", а взаимодействием "человек - машина", в ходе которого
реципиент имеет выбор и возможность влияния на машину.
Пользователь онлайн-газеты имеет возможность и активно отбирать информацию,
и отозваться на нее посредством :
- Электронной почты E-Mail
- Исследованием банков данных и архивов
- Участием в онлайновых опросах, голосованиях и т.д.
- Загрузкой игр и программ.
Интерактивность предлагается также в форме телеконференций, чатов, рассылках
новостей, форумов и гостевых книг.
Следующий график показывает, что до 14,4 % австрийских пользователей
Интернета постоянно обращается к содержанию определенных сайтов, 10,6
% - к газетам и журналам в онлайн. Это доказывает, что доступ к Сети имеет
большое значение.
4.5 Мультимедийность
Обычно мультимедиа определяют, как сплав всех существующих текстовых,
иллюстративных, аудио - и видеотехнологий .
То есть, мультимедиа является посредником в передаче информации через
внедрение всех существующих технических средств, и характеризуется стиранием
границ между массовым и индивидуальным общением. Онлайн-СМИ можно обозначить
как симбиоз традиционных средств передачи информации: аудиоданных радио,
видеоданных и анимации телевидения, фотографии, а также текстов печатных
изданий.
СМИ, представляя себя в онлайн, не всегда используют весь спектр мультимедийности,
ибо при этом значительно увеличилось бы время ожидания и уменьшилась бы
мощность передачи данных. Наличие слишком подробного графического контента
ведет к долгой загрузке страниц. Чтобы обеспечить пользователю Интернета
быстрое и уверенное продвижение по онлайн-джунглям, необходимо позаботиться
об экономном использовании цветов, звуков, видео... Тексты в онлайн-СМИ
не должны быть настолько длинными, чтобы пользователь, зевнув, кликнул
мышкой по кнопке "назад".
В распоряжении журналистики имеются следующие средства передачи информации :
- Текст: единовременно передает не так много информации, но использует
силу других элементов (фото, звуки и др.)
- Фото: представляет детали событий посредством их запечатления, наглядно
фиксирует актуальные события
- Звук: воздействует эмоционально и усиливает влияние текстов, фото
или видеосюжетов
- Видеосюжеты: темы, освещаемые в фоторяде, могут быть представлены
в видеороликах
- Анимация: при загрузке требует большей мощности, является эрзацем
видео.
Визуальный потенциал новых СМИ еще далеко не исчерпан, фотоизображения
сегодня меняются не чаще, чем того требует ритм событий отдельных дней
или недель. В любом случае даже по истечении большого периода времени
они могут быть найдены в архиве. Графические же элементы обновляются,
за редким исключением, еще реже, так как они должны служить идентификации
общей картины сайта (corporate identity).
Тексты создаются и оформляются быстрее, чем картинки. Тексты, графические
элементы и картинки конкурируют за место на сильно ограниченной площади
экрана монитора.
Техника "гипермедиа" (ссылки) открывает новое, комплексное и нелегко
осваиваемое третье измерение, "живущее" за видимой площадью. Этому служат
в большинстве случаев различные элементы в текстах и графике (теоретически
- и в фотографиях), одновременно являющиеся ссылками, ведущими к пока
невидимой текстовой или графической информации.
Интернет и вместе с ним онлайн-журналистика дают возможность индивидуальных
новостных презентаций.
Пользователь может подписаться на определенные категории и рубрики и
как бы составить "свою газету" с необходимой ему информацией - Daily me.
Пользователь может даже сам назначить периодичность - ежедневную, часовую
или перманентную - поставки выбранного им продукта. Интернет превратился
из Pull-СМИ в Push-СМИ, теперь пользователь при желании может не искать
и качать свою информацию, а получать ее прямо из сети как по заказу.
4.6 Наличие гиперссылок в тексте
Гипертекст относится не только к нелинейной связь в пределах одного типа
информации, но и охватывает нелинейное объединение в сети различных типов
информации . Реализация такого гипертекстового пространства возможна
только на базе технологии. Сам текст здесь несет в себе не только форму
написания букв в словах и слов в предложениях, но и является некоей субстанцией,
объединяющей разные единицы информации, как, например, речь, динамические
изображения, звук и т.д.
Онлайн-журналистика тоже активно использует "гипертекстовость". И здесь
гипертекст тоже, как уже было сказано, не только реализует нелинейную
связь в пределах и одного типа информационного носителя (текстовых документов),
но и в нелинейном сетевом объединении различных типов информационных носителей
(например, текста и аудиозаписи)
Создание гипертекстового пространства требует применения мультимедийных
технологий. В то же время мультимедиа отнюдь не является "высшей ступенью
гипертекстовости", это - информационно-технологическое воплощение гипертекстовой
структуры . Отсюда следует вывод - в журналистике "новые качества"
должны работать на того, кто предлагает информацию в онлайн (например,
на журналиста); сюда же относятся способность к изготовлению связанных
ссылками смысловых частей информационного пространства, а также анализ
и комментирование параллельно возникающих "новых, виртуальных" контекстов. .
4.7 Многофункциональность
Интернет является многофункциональным средством передачи информации,
которое предлагает большое число различных форм общения:
- Асинхронное и синхронное
- В алгоритмах "one-to-one", "one-to-many", "many-to-many"
- Интерактивное и селективное
- Публичное и частное
- Визуально-статическое, динамическое и звуковое
4.8 Другие виды сервиса
Архив и неограниченное пространство способствуют и возможности внедрения
и других информационных услуг. Ими могут легко стать, например, календарь
культурных мероприятий, а также подробный перечень разных адресов и ссылок
по определенным темам, справочники, электронные консультанты, причем,
как глобального, так и локального масштаба.
4.9 Cross Media Publishing
Многогранность освещения темы посредством различных СМИ определяется
как "cross media publishing". Если специфические особенности СМИ согласуются,
и они не избыточны и рационально взаимодействуют друг с другом, то реципиент
может использовать их параллельно, например, если он в конце статьи находит
веб-адреса, ссылки на другие ресурсы, видео - и аудиоприложения или предложение
поучаствовать в форуме по теме. В одном и том же совокупном продукте онлайн-СМИ
телевизионный сюжет, например, может быть усилен или дополнен возможностями
таких медиа, как книга, газета, грампластинка и т.д.
Под Cross Media Publishing понимается процесс единоразового изготовления
и редактирования текстов и изображений с последующим размещением в формате
того или иного медиа. Посредством же объединения электронных медиа (например,
Интернет, CD-ROM) с печатными сокращаются затраты на их производство и
обработку, и одновременно достигается гармоничность и упорядоченность
хранения данных .
Данные, становясь легко конвертируемыми, без проблем преодолевают межмедийные
границы. Печатные и электронные СМИ вступают во взаимодействие.
Сетевые СМИ - другая журналистика? © Керстин Вейлер © Роберт Инго Маурер Зальцбургский университет (Австрия) Институт изучения массовых коммуникаций Керстин Вейлер, Роберт Инго Маурер - под руководством профессора, доктора Ренгера
Источник: http://www.mediasprut.ru/jour/theorie/online/webjour.shtml#besond |