«Глаз – это вечно голодный рот, питающийся миром»
- написал когда-то Джим Моррисон. И в этом смысле зритель «поедает» сюжет
именно глазами. Что нужно
знать, приступая к подготовке новостного сюжета?
Опыт старших коллег может научить больше, чем толстые учебники от
"кабинетных журналистов". Обсуждения в курилках, пара фраз после
съемки, жесткая критика редактора ценнее, чем заумь, за которой нередко сквозит пустота.
Как
создать телевизионный сюжет, который «приклеет» зрителя к экрану телевизора или
монитора. Набор премудростей от Георгия Олисашвили, будет полезен не только
для «чистых» телевизионщиков, но и для коллег, размещающих видео на веб-сайтах.
Текст
Если смотреть
новости, зажмурившись, любой, даже самый интересный и актуальный, сюжет будет
казаться сухим и нелепым. Яркая, сочная картинка решает все. Почему же авторы
трепетно бьются с редакторами за каждое слово? Почему суровые редакторы
неуступчиво и скрупулезно подходят к вычитке даже крохотных, легких, как
пушинка, материалов? Потому что для журналиста, даже телевизионного, нет ничего
важнее текста.
Журналистский
текст в информационном сюжете зажат в тесные рамки, где с одной стороны –
изображение (то, что снято оператором), а с другой – монтаж (то, что осталось
от снятого оператором). Плюс – «подводные камни» - синхроны и лайфы, хрипы и
стенд-ап – все что нужно органично вплести в трехминутное повествование.
Человеку с
филологической подготовкой текст ТВ-новостей может показаться примитивным и
легким в написании. Обманчивое впечатление. Навык работы с текстом мы
приобретаем примерно в тех же условиях, что и фрезеровщик или слесарь. В
пыльных мастерских – или по колено в помоях.
В старых
учебниках по журналистике утверждается, что перед выездом на сюжет профессионалы
заранее пишут сценарий и даже набрасывают закадровый текст. Это не так.
Особенно, если речь идет о репортаже с места, где события развиваются
непредсказуемо. С другой стороны, первые мысли о сюжете - «предварительный
сценарий» появляются по дороге на съемку. В процессе съемки структурируются
хаотичные мысли – и к концу съемочного дня выстраивается последовательность
блоков, из которых будет состоять сюжет.
Синхроны
С чего начать
съемки? Начинать, если, конечно, на месте не происходит что-то, что, не сняв
сразу же, вы рискуете не снять никогда, надо с людей. С тех, кто вокруг. Это
могут быть эксперты/очевидцы/прохожие, да кто угодно. Даже собачки, пробегающие
мимо, иногда способны дать веселый лайфик.
Как правило, люди
любят долго и складно рассказывать о том, что вода мокрая, сахар – сладкий, а
снег – белый. В вашем материале такого быть не
должно. Удачно подвестись в сюжете к банальному/неинформативному
синхрону возможно лишь тогда, когда ваш герой – звезда первой величины, сам
факт присутствия которой в материале вызывает уважение к сюжету – и к вам.
Записывая
синхроны, людей надо мучить. Давить, прикидываться идиотом («метод Коломбо»),
сочувствовать, давать выговориться, не перебивать, а если и перебивать – то
часто, жестко и решительно. Сильные эмоции в синхроне, вроде раздражения к
интервьюеру, почти всегда украшают сюжет. Ключевые вопросы: как? почему? каким
образом?
Не задавайте
вопросы по бумажке. Если это ваша первая съемка, и вы волнуетесь, как невеста
перед брачной ночью, лучше заучите их наизусть. Лучшие ответы даются во второй
половине интервью, когда в бой идут уточняющие вопросы. Не стесняйтесь
заставлять людей повторять одну и ту же мысль несколько раз, перефразируйте
вопросы, тасуйте их, как карты в колоде. Хороший интервьюер, всегда четко знает
о том, какую мысль он должен «выбить» из синхронируемого.
Удовлетворив свой
интерес, не забудьте про перебивки! Очень часто – это снятые крупно глаза (при
этом важно, чтобы в момент съемки человек что-то говорил и была видна мимика),
руки, какие-то сторонние планы с места интервью. Иногда вместо перебивки
используется «вспышка» - один кадр белого поля. Есть негласное правило: в одном
синхроне не должно быть больше двух склеек.
Если речь идет не
о сюжете с заседания правительства и т.д., записывая синхрон, можно попросить
оператора «завалить» план, немножко наклонив камеру. Желательно, чтобы при этом
все синхроны в сюжете были «завалены». Удачный «завал» украсит материал. Иногда уместно использовать и крупный план.
Записывая
синхроны, ищите героев - людей, историями которых вы будете иллюстрировать
проблему, о которой идет речь. Помните только, что
после записи синхрона героя нужно дополнительно подснять. ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ
- Синхрон –
короткий фрагмент интервью с человеком в кадре
- Лайф – синхрон, в
котором герой интервью двигается или совершает какое-либо действие; также
лайфом называют шумовые «отбивки», вроде проезжающей мимо пожарной машины,
пролетающего самолета, взрывов и т.д.
-
- Хрип – синхрон,
записанный по телефону
-
- Стенд-ап –
собственно, синхрон (реже лайф) самого корреспондента на месте события, как
правило, заготовленный заранее
-
- Перебивка – план,
который накладывается в месте склейки двух разных кусков синхрона
Лайфы
Хороший
лайф – во многом операторская работа. Ошибочно считать, что оператор – просто
«человек, который снимает». Оператор – в той же степени журналист, что и
репортер. Есть разные методы работы с операторами. К примеру, собкор ТВЦ в
Париже Олег Шоммер во время съемки «отстраняется» от процесса, полностью
доверяя оператору задачу набора видеоряда. А спецкор «Первого канала» Антон
Войцеховский, напротив, во время съемки, часто конкретно указывает операторам
не только, что именно снимать, но даже точку съемки и крупность итогового
плана. Удачная и в высшей степени профессиональная работа обоих говорит о том,
что оба варианта возможны. Оператор должен понимать, какое видео журналист
хочет от него получить в итоге.
Лайфы в
современном новостном формате, если и не главная – то одна из главных
составляющих частей сюжета. Впервые активно использовать лайфы в отечественной
ТВ-журналистике стали репортеры «старого» НТВ. Да и сейчас люди, работающие или
работавшие на этом канале, как мне кажется, делают это лучше остальных.
Лайфы бывают двух
типов: «естественные» и постановочные. Самый простой способ записать
«естественный» лайф – попросить оператора не выключать запись на камере – и
снимать непосредственно в гуще событий/героя с плеча, в движении, используя
наезды/отъезды. Здесь, главное, не увлечься. Ибо, кроме лайфов, в материале
должна быть и выразительная фактура. Так что без статичных планов, планов,
снятых со штатива, «адресников», панорам и т.д. – не обойтись.
Иногда уместно
(особенно, если есть время) записать постановочный лайф. Для этого нужно
объяснить герою, что и как он должен сделать и что при этом сказать. А
оператору – как это лучше снять.
Стенд-ап
Удачный стенд-ап
– это обязательно кульминация материала, появление журналиста в кадре в тот
момент, когда требуется предельно обострить какую-то деталь/погрузиться в
проблему, приоткрыть ее с другой, еще не заявленной в сюжете стороны. При этом
законы композиции позволяют начинать сюжет с кульминации – если того требует
обстановка.
Важно помнить,
что стенд-ап в начале сюжета должен «в лоб» погружать зрителя в проблему
материала. На этот счет есть поговорка, авторство которой приписывают Владимиру
Познеру: «Репортаж должен начинаться хуком с левой, а заканчиваться –
апперкотом с правой».
Стенд-ап должен предельно актуализировать то, о чем
идет речь в сюжете. Различаются три вида стенд-апов: в статике, в динамике (или
как это часто называют - «проходка») и комбинированный (сложносочиненный
стенд-ап). В первом случае – ключевую роль играет фон, на котором пишется
стенд-ап. Допустимы отъезды/наезды, панорамы (если это ложится на контекст
того, о чем говорит журналист в кадре). Не лучший вариант – закрывать часть
стенд-апа на монтаже другим планом – это создает ощущение незаконченности и
непродуманности.
Записывая
стенд-ап-«проходку», важно помнить, что движение в кадре должно быть оправданным.
Просто «тупо ходьба» - выглядит глупо и неуместно. Обязательно нужно двигаться
от чего-то к чему-то. Следите за жестикуляцией! Очень хочется, рассказывая
что-то на камеру, вертикально и параллельно двигать ладонями на уровне груди
(«грузить кирпичи»). Этого лучше не делать.
Комбинированный
стенд-ап – стенд-ап состоит из склеенных частей, снятых с разных точек. Иногда
украшает сюжет, иногда создает ощущение «искусственности» и избыточности
пребывания журналиста в кадре. Должно получиться так, чтобы планы стенд-апа
отличались по крупности и органично ложились друг на друга при монтаже.
Допустимы выход/вход из кадра/в кадр в местах склейки.
И не стоит
употреблять в стенд-апе словосочетание «за моей спиной». Снова текст
Вы вернулись со
съемки. Если есть время, внимательно отсмотрите снятый материал. Необязательно
писать подробную раскадровку, важно «запомнить» картинку и уметь
ориентироваться в ней. Подробно (т.е. дословно и с тайм-кодами, входными и
выходными) стоит выписать лишь интересные синхроны и лайфы.
Для многих
журналистов процесс отсмотра – самое скучное. Отнестись
к нему стоит серьезно, чтобы больше к этому не возвращаться. Лучше один
раз все отсмотреть и выписать по максимуму все
интересные синхроны и лайфы. Ведь бывает, что сюжеты получаются не совсем
такими, какими их изначально задумывает автор.
Текст сюжета для
ТВ-новостей – это логичная последовательность информационно завершенных блоков,
задача которой – максимально полно и всесторонне выстроить повествование об
одной проблеме/одном событии. Ключевых слов в этом кривоватом определении два:
«блок» и «одном». С последним все ясно: то, о чем ты говоришь в сюжете,
присутствует в единственном числе. Если есть несколько эпизодов, отличающихся
друг от друга (а одинаковых эпизодов быть не должно), значит, проблема в сюжете
– выше и шире – и она одна, и именно о ней – речь в материале. Двух проблем в
информационном сюжете быть не может.
Классический блок
в сюжете – последовательность «лайф-закадр-синхрон». При этом чаще всего лайф –
с тем же человеком, что и на синхроне или, по крайней мере, о том же, о чем
говорит синхронируемый. Блоки существенно упрощают работу редактора в случае,
если надо коротить материал. Почти всегда в такой правке выкидывается
какой-нибудь блок из середины сюжета, при этом изменения в остальном тексте –
минимальны.
Как писать
закадры? Кто-то предпочитает насыщенную тропами речь, инверсии, эпитеты и
сравнения. Кому-то ближе скупой, иногда даже примитивно-сухой стиль изложения
материала. Это дело вкуса. Важно другое. Внимание к мелочам, деталям, которые
фигурируют на видео, снятом оператором. Поиск неочевидных причинно-следственных
связей, парадоксов, пусть и незначительных, на первый взгляд.
Не стоит говорить
о том, чего нет, чего не произошло или что, ВОЗМОЖНО, произойдет. Этого ведь
нет у вас на видео. Чем закрываться будем? Однако, в то же время, ни в коем
случае, нельзя сбиваться на подробный пересказ картинки сюжета. Главное –
факты, детали и подводки к лайфам/синхронам. Чтобы все было органично и одно
вытекало из другого.
Не стоит писать
неоправданно длинных закадров. 3-4 предложения. Дальше – синхрон или лайф. Чем
короче закадры, тем динамичнее сюжет. Помните о хронометраже. Все, что длиннее
четырех минут, как правило, можно ужать до двух с половиной. 2:30 – средний хронометраж
информационного сюжета. И это – не так уж и мало! Не стоит пытаться уместить в
сюжет, все, что вы хотите сказать «на тему». Всегда должен быть пласт
информации, которую вы не даете в тексте, но имеете в виду.
Также важно
оформление текста. Подробно расписывайте титры и геотитры. Используя видео из
фильмов, укажите название картины, режиссера и год выпуска.
Если в редакции
есть «райтеры» - редакторы, которые занимаются написанием подводок к сюжетам, и
от вас не требуют подводки, ВСЕ РАВНО перед текстом сюжета пишите короткую
информацию для ведущего. Тем самым, вы облегчите жизнь райтерам, подстрахуетесь
от «ляпов в подводках» и введете редактора, который первым читает ваш текст, в
курс дела.
Монтаж
Хороший монтаж
может «вытащить» провальный материал, плохой монтаж – «убьет» самый фееричный
сюжет.
Про законы
монтажа (чередование планов и т.д.) умышленно не пишу, об этом лучше скажет
любой монтажер. Главное - избегайте слишком долгих планов. Все, что дольше 4-х
секунд, должно быть оправдано движением в кадре, панорамой или
отъездом/наездом. В то же время, неуместно использование планов, короче 2-х
секунд – получится «мультик».
Следите за
стыками закадров и лайфов с синхронами. Между ними не должно быть больших
(около секунды и больше) звуковых пауз-провисов.
Записывая
наговор, важно следить за интонацией и ритмом. Наговаривая
текст, надо не просто выразительно читать по бумажке, но и реально
понимать и представлять, о чем идет речь. Баритон за кадром предпочтительнее,
чем тенор. У женщин, на мой вкус, идеально – меццо-сопрано.
И
самое главное. Работая над сюжетом, важно понимать, что нет правил, из которых
не было бы исключений. Поэтому все «законы жанра» в телевизионной журналистике
– не более чем условности, о которых нужно помнить, но иногда – не вредно и
забыть.
Георгий
Олисашвили, собкор "Первого канала" "Журналистика и медиарынок", № 3, 2010 |