Организация работы с источниками: правило трех подтверждений
Ньюсмейкер - в переводе с английского буквально делатель
новостей. Журналисты употребляют это слово в значении «важный источник»:
тот, кто лучше всех знает, что происходит в данной теме. Все ньюсмейкеры мира
сейчас построены по некоторому воображаемому ранжиру. Первые лица государств -
ньюсмейкеры номер один. Вторые, третьи и так далее определяются по иерархии,
сверху вниз. Для местных СМИ работает тот же принцип.
Например, для рубрики,
описывающей работу коммунальных служб, ньюсмейкером будет не только начальник,
знающий, сколько водопроводных труб надо заменить и когда, но и
слесарь-сантехник, который, может быть, обругает качество привезённых труб или
пожалуется репортёру на нерасторопность смежников. Полная картина события
никогда не складывается из мнения одного ньюсмейкера. Например, начальник может
сказать, что всё хорошо, а сантехник - что всё плохо. Или наоборот. А хороший
корреспондент должен знать обе точки зрения, потому что ему надо найти правду.
В солидных газетах сейчас
жёстко действует правило трёх подтверждений, то есть журналист не имеет
права опубликовать факт, если его не подтвердили три разных источника. На
местном уровне это (условно, конечно) - начальник, сантехник и баба Клава, в
квартире которой эти трубы установлены. На уровне больших компаний - это
основные участники договора, а если их всего два, то подтвердить, что
затевается именно этот контракт, должно осведомлённое (третье) лицо. В ином
случае (то есть если трёх подтверждений новости нет, или не удалось найти)
редакторы не принимают материал от корреспондентов. В редакциях качественных
СМИ, главные правила которых оперативность и достоверность, без
умения найти не только ньюсмейкера (который, например, поведает журналисту, что
их фирма будет строить дом), но и его партнёров (которые подтвердят, что дом
будет строить именно эта фирма), без этого умения не обойтись. А чтобы и поиск
новости, и следование правилу трех подтверждений происходило
ритмично, почти в автоматическом режиме, журналист должен быть лично знаком с
огромным числом людей.
Работающий в ежедневной
прессе журналист каждый день кого-то видит (это хорошо), и лица сливаются в
пёстрый поток (а вот это - проблема). Чтобы не захлебнуться и в нужный момент
извлечь из памяти необходимый адрес, фамилию, должность, надо, накапливая
знакомства, фиксировать их удобным способом. Для этой коллекции
необходим компьютер. Я всегда сохраняю имена-телефоны-прочее непременно на
разных носителях, включая толстые бумажные ежегодники.
Вы будете вносить в базу
координаты людей, с которыми вас свела судьба. Разумеется, поначалу ужаснётесь:
как выбирать? Кого занести в свою базу, а на кого не стоит обращать
внимания?
Это очень серьёзный вопрос,
на который не может быть однозначного ответа. В моей журналистской практике
бывало, что человек будто бы случайный (неброский, незнаменитый и т. п.) через
годы оказывался чрезвычайно важным ньюсмейкером в своей сфере, и не только моим
(например, Максим Галкин, Геннадий Зюганов).
Качественный ньюсмейкер,
при определённых обстоятельствах, - это любой человек. Позже я почувствовала,
что за всеми журналистскими встречами, даже мимолётными, стоит сама жизнь и
щедро предлагает варианты: изучай современников! Всматривайся: кто сейчас
пришёл в эту жизнь? Тут недурно вспомнить старую журналистскую шутку, что
новости - это всё одни и те же события, только случаются с разными
людьми...
Короче говоря, как только
начинаешь искренне заниматься журналистикой, судьба, вдруг изогнувшись,
поворачивает некую избушку на курьих ножках всеми окнами прямо к тебе. Люди
сами начинают случайно встречаться на пути. И очень быстро
понимаешь, что неинтересных людей нет. И быть не может.
Если вы прочитаете мемуары
известных журналистов, рассказывающих о своих встречах, поначалу показавшихся
случайными (почтальон, рыбак, просто прохожий, кто угодно), но впоследствии
приведших журналиста к славе (здесь под славой я понимаю удачный
репортаж, актуальный сюжет, классный материал на редкую тему и прочее), вы
поймёте, что все контакты были будто предначертаны. На самом деле, это
срабатывала внимательность журналиста плюс установка на поиск.
В конце концов, вам лично в
данную минуту хоть сколько-нибудь интересен новорождённый наследник одного из
африканских правителей? Видимо, нет. Но попади вы вдруг в его страну, где от
судьбы младенца зависят все и всё, вам он сразу понадобится как ньюсмейкер № 1.
Помнить надо и повторять, словно буддист - мантры: «неинтересных
людей нет». Все интересны. При определённых обстоятельствах.
Построим простую
таблицу.
1. Фамилия,
имя, отчество | 2. Профессия, должность
ньюсмейкера | 3. Телефоны | 4.
Адреса | 5. Примечания | Полностью
(не только инициалы) и правильно | На момент
знакомства | Все возможные | Электропочта, служебный,
домашний | Дата знакомства, краткое содержание первой беседы,
свидетели встречи, общие знакомые |
В эту таблицу можно
добавить и шестую колонку (седьмую, восьмую) - содержание новой
встречи с вашим ньюсмейкером, какие-то другие памятки, сразу разделив пятую
графу на части: первая встреча, новая встреча, характер интереса, перспектива,
прочее. Цинично, конечно, но только на первый взгляд. В действительности
взрослые работающие люди, живущие в тесных городах, примерно так и оценивают
мысленно все новые контакты. Искренние дружбы просто так чаще
всего складываются в детстве и юности. Потом характер встреч меняется. Не все
это записывают так тщательно и прагматично, как я вам тут предлагаю, но
журналисту подобная таблица необходима. Рекламисты и пиарщики вообще не
существуют без своей базы контактов. На работу не примут.
Всё это - взрослая
деятельность, к тому же весьма прагматическая.
Прагматический взгляд на
людей не свойствен детям. Они умеют прозревать суть вещей и людей прямо и
бескорыстно. Большинство взрослых утрачивают эту способность за время обучения
в школе. Журналисту как уже взрослому человеку приходится подставлять
себе определённые «костыли», искусственно определяя будущую ценность контакта,
но, как я уже сказала, поначалу, пока вы учитесь, определять ценность не
надо: ошибётесь! Просто учитесь знакомиться. Естественно, не
следует заниматься записями в таблицу прямо на глазах у нового знакомого. Ни в
коем случае. Это нужно делать в уединении. В момент знакомства действуют
обычные правила хорошего тона и делового этикета.
Вот в жёлтых (бульварных,
массовых) изданиях, где печатаются, в основном, сплетни и слухи, правилу
трёх подтверждений не следуют. Публика,
чутко понимая это, всю почерпнутую оттуда информацию, как говорится, «делит на
восемнадцать».
Повторим главную мысль: до
начала работы вы учитесь знакомиться, запоминать людей, записывать
первые впечатления и (по возможности) координаты. Приступая к
официальной работе, вы уже имеете навык систематизации подобных данных.
Если вы, поступив в редакцию, будете бессистемно складывать вновь получаемые на
различных встречах визитные карточки в какую-нибудь коробочку или даже в очень
большой и респектабельный на вид кляссер, всё равно выйдет хаос, в котором
через десять-пятнадцать встреч и визиток будет невозможно сориентироваться.
Если же у вас
структурированная база ньюсмейкеров, в основу которой заложен приятный
вам принцип классификации (по алфавиту, по хронологии, по темам, иначе),
то вы быстро найдёте того, кто вам нужен, даже через годы, поскольку у человека
обязательно есть социальные координаты. Если они изменились (но вы помните
обстоятельства первой встречи, то есть графа 5), вы без особого труда найдёте
этого человека через общих знакомых, через Интернет, по ассоциациям, как-то
иначе, но найдёте: все мы связаны со всеми. Если в первую встречу вы не
получили всех адресов и телефонов нового знакомого (что вероятнее
всего), ничего страшного: недостающее звено базы впишется через некоторое
время. Запомните: любой выход в люди, где собралось много специалистов по
какой-либо теме, любая пресс-конференция, любой фуршет - это место встреч. Там
разговаривают и обмениваются визитными карточками. Это важно! Это всегда
пригодится!
Зачем журналисту личная
база ньюсмейкеров? Казалось бы, дали задание, взял адрес и телефон (у кого-то?)
и пошёл выполнять. Ничего подобного. Так тоже, конечно, бывает, но всё реже.
Больше всего ценится тот, кто, условно говоря, пошёл на задание раньше, чем
получил распоряжение. Тот, кто предвидит событие и умеет сообщить о нём
не просто первым, а раньше, чем это сделают конкуренты, - такой журналист
становится звездой.
А предвидеть и первым найти
значимую новость возможно только при условии личного знакомства с огромным
числом людей, заметных в той или иной сфере. Чтобы с ними перезнакомиться и
годами поддерживать отношения, молодому журналисту надо научиться вежливо и,
если потребуется, компетентно разговаривать с любыми людьми. Выбейте это
большими буквами на мраморе и повесьте на стену, чтобы всегда было видно:
«С любыми!»
Кстати, если вы ещё не в
силах компетентно поговорить на серьёзную тему с опытным специалистом (в любой
сфере), просто расспрашивайте о его отрасли. Специалисты (даже на
фуршетах) любят рассказывать о своих делах и, как показывает практика, чем
выше уровень специалиста, тем проще и понятнее он рассказывает. Это один из
вернейших признаков хорошего ньюсмейкера - умеет описать свои профессиональные
занятия так, что и ребёнок поймёт.
Если на каком-либо
многолюдном мероприятии вы разговорились с человеком, который здесь «всех
знает» (эдакий сплетник), запоминайте этих самых всех! Какое-нибудь
зерно в его изобильных речах всё равно содержится, даже если остальные 99
процентов - слухи и выдумки. Наматывайте на ус всё, а потом, когда дело дойдёт
до творческого процесса, вспомните правило трёх подтверждений.
(Елена Черникова Азбука журналиста. Десять шагов к успеху) |